С каждым годом турагентства открывают продажи на следующий туристический сезон все раньше. Если еще в начале 2000-х летние туры появлялись в продаже лишь в апреле-мае, то сегодня отель, трансфер и перелет можно забронировать уже за 6-8 месяцев до начала поездки. Более того, за 1-2 месяца до отпуска может ничего и не остаться, стращают туристов агенты и наперебой предлагают воспользоваться early booking.
- Раннее бронирование не просто маркетинговый ход, а вполне реальное выгодное предложение для клиентов. Это обоюдовыгодное решение и для продавцов, и для покупателей, - поясняет Юлия Скороходова, генеральный директор "Волга-тур". - Первым это помогает стимулировать спрос, регулировать сезонность в продажах и планировать прибыли в долгосрочной перспективе, вторым - значительно сэкономить. Например, раннее бронирование объявляют гостиницы, причем, как правило, это 30-35% от стоимости. Правда, в основном это крупные, известные отели с оптимальным сочетанием цена-качество. Семейные маленькие отели, популярные в узких кругах, как правило, в сезон уже стоят на "стопе", а многие спокойно продаются по стабильным ценам в течение всего года.
И отелям, и авиакомпаниям, и туроператорам выгодно реализовать турпродукт заранее: это и гарантия загруженности в высокий сезон, и оборотные средства на руках. Именно поэтому скидки на отдых, который состоится еще нескоро, могут достигать 20-50%.
- Размер скидки зависит от типа тура, направления и конкретного отеля. Определяющим фактором являются условия контракта между туроператором и определенным отелем. Кроме того, как правило, по наиболее массовым направлениям скидки больше. Например, в этом году максимальные скидки - до 30% по раннему бронированию - предоставляют отельеры Египта, Турции, Греции, Болгарии, Кипра, - рассказал "РГБ" директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивор Вукелик. - А, например, Хорватия в этом году впервые в истории направления участвует в акции "Раннее бронирование", предоставляя скидки до 15%. Раннее бронирование дает возможность отельерам и туроператорам стимулировать спрос с помощью привлекательных цен и в целом крайне благотворно влияет на рынок, так как поддерживает его стабильность.
Раннее бронирование помогает туроператорам поддерживать баланс спроса и предложения и избегать демпинга - одной из главных проблем в современном российском туризме, отмечают игроки рынка. За рубежом туристы бронируют отдых в среднем за 6-12 месяцев до поездки. В итоге туроператоры имеют хорошую маржинальность, не скатываясь в демпинг, а туристы получают выгодные цены. В Европе, как правило, более 80% туров продается заранее. В России интерес к раннему бронированию возрос буквально в последние 2-3 года, еще пять лет назад российские туристы неохотно планировали свои поездки загодя, говорит Юлия Скороходова:
- Сейчас же глубина продаж в туризме в среднем составляет 3-6 месяцев. Очень многие клиенты научились делить свой отпуск на две части: раннее бронирование на лето и с большими скидками на осень, в связи с окончанием сезона. И удобно, и выгодно. Причем советоваться, куда бы поехать, начинают еще в декабре, а после Нового года уже активно покупают себе туры на лето.
В основном по раннему бронированию едут семейные пары. Им необходимо подстроить свой отпуск под всю семью, чтобы удобно было и мужу, и жене, и детей в каникулы было чем занять. Тем, кто едет один или компанией, проще сорваться с места и уехать по "горящим" спецпредложениям. Семьи более тщательно планируют свой отпуск и активно прибегают к early booking.
- С каждым годом темпы раннего бронирования увеличиваются. Немаловажную роль в этом сыграли валютные колебания. В этой ситуации многие туристы решили не откладывать покупку летнего тура в долгий ящик. Кроме того, все больше туристов оплачивают 100% тура сразу, потому что понимают, что, скорее всего, завтра курс будет уже больше, - отмечает генеральный директор "Санрайз тур" Дмитрий Мазуров.
В последние два года все игроки рынка как один отмечают заметный рост. Так, в прошлом летнем сезоне туроператоры продали около 40-45% своих объемов по раннему бронированию, сообщил Ивор Вукелик:
- Однако в этом году мы ожидаем небольшое снижение, которое обусловлено в основном экономическими факторами. Многие россияне воспринимают снижение курса рубля как сигнал грядущего экономического спада. По моему мнению, государство должно больше внимания уделять информированию граждан о том, что на самом деле происходит в экономике, разъяснять причинно-следственные связи и тем самым снижать напряженность в обществе. Это особенно важно для туристической отрасли, ведь при колебаниях в экономике поездки на отдых часто оказываются одними из первых пунктов в списке покупок, которые можно отложить.
Действительно, этот год может оказаться для early booking не таким урожайным, как предыдущие. Из-за нестабильности курса рубля часть россиян опасается покупать туры. Другие, наоборот, покупают тур заранее, но вносят лишь предоплату, ожидая, что будет дальше. Ведь если курсы евро и доллара взлетят вверх, туроператоры могут потребовать доплат за форс-мажор. А потерять на этом можно десятки тысяч рублей.
Добавляет тревог нестабильная ситуация в Египте, где традиционно любят отдыхать наши соотечественники. Даже за баснословные скидки бронировать его сейчас мало кто решится. А у многих туроператоров эта страна занимает в ассортименте ощутимую долю. Потеряв такой рынок сбыта, позиции туроператора могут серьезно пошатнуться. А как быстро банкротятся туроператоры в разгар сезона, мы уже знаем. При раннем бронировании есть и другие риски: отмены или переносы рейсов, сокращение длительности программ. Кроме того, при раннем бронировании аннулировать тур или поменять имена отдыхающих невозможно, либо можно сделать это, но за приличную доплату. А кто может поручиться, что через 4-6 месяцев дети не заболеют, график отпусков не поменяют и т.д. и т.п.
И все же тем, кто хочет отдохнуть в определенных отелях, турагенты рекомендуют бронировать их заранее - в высокий сезон мест ни в отелях, ни в самолетах банально может и не оказаться. "В прошлом году мы забронировали тур в Турцию на конец июня в феврале. За пару недель до отъезда мы помониторили цены, они остались такими же, но вылетов на эти даты было уже не найти, да и сам отель стоял на "стопе". В этом году мы в январе уже забронировали тур в Грецию на август. Оплатили сразу полностью, так как что будет с курсом евро - неизвестно", - поделилась опытом с "РГБ" москвичка Елена Хрисанопуло.
- Как правило, в акции раннего бронирования участвуют массовые направления - Турция, Египет, Греция. Скидки на туры по раннему бронированию рассчитаны с учетом контрактных цен туроператора с отелями и авиаперевозчиками в предстоящем сезоне. Так как все туроператоры планируют свои объемы заранее, то уже в конце года они запускают акцию раннего бронирования, - сообщил Дмитрий Мазуров.
Продажи лета-2014 начнут расти в марте, а пик бронирований обычно приходится на апрель. Список направлений, которыми уже начали интересоваться туристы, сюрпризов пока не преподносит: Кипр, Греция, Турция, Испания. Турагенты предполагают, что в этом году будут актуальны такие страны, как Тунис и Болгария. Так, туроператор "Библио Глобус" отмечает, что темпы раннего бронирования по Болгарии в этом году уже выросли втрое по сравнению с 2013 годом, а глубина продаж достигает сентября. А ведь год только начался.