Цель - "защита экономических интересов сторон, прав и законных интересов участников алкогольного рынка, потребителей". Упоминается, правда, и защита жизни и здоровья населения и общественной морали. Но лишь упоминается.
В России в последние годы сделано многое для защиты здоровья населения не только от некачественной алкогольной продукции, но и от избыточного ее потребления, особенно молодежью. Введены ограничения по времени и местам торговли, по объемам тары для пива, по минимальной цене на водку и т. д. Эти меры, как и пропаганда здорового образа жизни, делают свое дело: по заявлению главного нарколога Минздрава России Евгения Брюна, за последние 4 года потребление алкоголя сократилось с 18 до13,5 литра чистого спирта на душу населения.
Проект, разработанный ЕЭК, предлагает гармонизировать и унифицировать правила регулирования алкогольного рынка. В дополнение разработан и перечень различий в регулировании. У каждой страны они свои. Так, в России, например, запрещено торговать крепким алкоголем в нестационарных торговых объектах и помещениях площадью меньше 50 кв. метров в городах и 25 кв. метров - в селах. Проще говоря, в маленьких магазинах, киосках и ларьках. Напитки с добавлением не более 7% этилового спирта (то есть крепленое пиво и слабоалкогольные коктейли) должны реализоваться в таре не более 330 мл. Обе эти меры были введены, чтобы усложнить доступ к алкоголю прежде всего подросткам и молодежи. Производить спирт у нас могут лишь предприятия с уставным капиталом не менее 10 млн руб. Эта мера гарантия того, что алкоголем не будут промышлять мелкие производители, которых сложно контролировать. Если при производстве спирта получается барда (продукт переработки зерна), предприятие обязано полностью утилизовать ее. А эта мера не только защита окружающей среды, но и использование ценного вторичного сырья для производства животноводческих кормов.
Есть свои ограничения и требования и в Республике Беларусь. Так, права на оптовую и розничную торговлю, ввоз и вывоз алкогольной продукции здесь имеют лишь юридические лица. Производство такой продукции для внутреннего рынка осуществляется по квотам правительства. Эти меры также направлены на жесткий контроль рынка и защиту населения от вредного воздействия алкоголя.
В Республике Казахстан производство алкогольной продукции допускается только по тому адресу, что указан в лицензии, и должно быть оборудовано приборами учета, обеспечивающими автоматизированную передачу информации об объемах выработки уполномоченному органу. Импорт и экспорт алкогольной продукции могут осуществлять только юрлица - резиденты Республики Казахстан. Смысл этих требований тоже понятен.
Согласно предложенному проекту все национальные ограничения должны быть "гармонизированы и (или) унифицированы". По сути дела от них национальным регуляторам после переходного периода придется отказаться и в дальнейшем согласовывать любые свои ограничительные меры с другими странами. А окончательное решение будет принимать Евразийская экономическая комиссия. Хотя во всех цивилизованных странах решения в области регулирования рынка алкоголя разрабатывают и осуществляют министерства здравоохранения, а не экономические органы. Не применяется в других таможенных союзах, которых в мире более 10, и гармонизация мер алкогольной политики - это считается исключительно внутренним делом. А в Евросоюзе, например, соглашения по регулированию алкогольного рынка вообще нет - каждая из стран занимается этим вопросом самостоятельно из-за высокой значимости этого вопроса для здоровья и социального благополучия.
Кроме того, проект соглашения устанавливает, что лицензирование участников рынка не должно быть барьером для доступа на рынок, хотя смысл лицензирования и заключается в том, чтобы не допустить на рынок недобросовестных и не соответствующих квалификационным требованиям производителей и торговцев. Помимо этого проект запрещает совмещать в рамках одного ведомства разработку алкогольной политики и контроль за ней. Это может означать и упразднение Росалкогольрегулирования или значительный пересмотр его функций. До сих пор это ведомство играло активную роль в борьбе против нелегального алкоголя, создавая систему регулирования и оперативно корректируя ее по мере необходимости. Как оценивают проект соглашения в национальных регулирующих ведомствах?
В Росалкогольрегулировании "РГБ" ответили аккуратно: - Этот документ нуждается в доработке.
Похоже отреагировали на запрос и в Министерстве экономики Республики Беларусь: - Подготовка соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территориях государств - членов ТС и ЕЭП напрямую связана с ведущимися в настоящее время консультациями о возможности унификации налоговой политики стран в части акцизов. Эта сфера пока не урегулирована.
- Заключение соглашения создаст угрозу здоровью россиян и нарушает конституционное право граждан на его охрану, - считает сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. - Все успехи по снижению смертности от алкоголезависимых причин, достигнутые государством за последние годы, будут перечеркнуты. Соглашением предусмотрен откат назад, что может привести лишь к ухудшению здоровья людей в странах Таможенного союза и повышению доходов производителей и продавцов алкогольной продукции.
- Если эти предложения будут приняты, то в формировании нашей политики по защите населения от вредного воздействия алкоголя будет сделан шаг назад, - заявил "РГБ" первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, академик Николай Герасименко. - По сути приоритет будет отдан производителям алкоголя. У нас и так точек его продаж на 10 тысяч населения больше всех в мире. А если их число еще и будет расти? Это похоже на ситуацию, когда сильному бегуну связывают ноги, чтобы он бежал наравне со слабыми.