По сравнению с прошедшим декабрем средние траты в магазине одного городского жителя в России уменьшились на 17 процентов и составили 501 рубль. Такие данные содержатся в исследовании холдинга "Ромир". При этом, траты россиян снизились не только за месяц, но и за год. В январе прошлого года эта цифра была на 2,5 процента выше. Потребитель стал тратить меньше денег, но не стал меньше покупать, отмечают эксперты.
Сильнее всего за месяц средний чек опустился в Центральном (-24,1 процентов), Южном (-20,5 процентов), Приволжском (-19,3 процентов) и Уральском (-15,2 процентов) федеральных округах. Падение месяц к месяцу легко объяснить. В декабре, традиционно, средний чек значительно увеличивается, так как покупатели активно запасаются товарами к новому году. После нового года потребности в активных закупках уже нет.
Однако нельзя однозначно сказать, что регионы-лидеры по падению среднего чека в январе были лидерами по его увеличению в декабре. Так, в конце 2013 года наибольшее увеличение чека было отмечено в Северо-Западном (+15,8 процентов), Центральном (+15,3 процента), Дальневосточном (+9,2 процентов) и Уральский (+8,2 процентов) федеральных округах. Средний чек жителя российского города составил в декабре 605 рублей.
Сильнее всего средний чек сократился в гипермаркетах - на 20 процентов по сравнению с декабрем и на 2 процента к январю 2013. В магазинах других форматов снижение к декабрьским значениям составило 6-8 процентов. "В супермаркетах и дискаунтерах средний чек вырос по сравнению со значениями января 2013 на 3-5 процентов.
В магазинах, торгующих через прилавок - сократился на 4 процента. Впрочем, нельзя не отметить, что и декабрьский рост показателя к ноябрю был самым сильным в гипермаркетах - 21%, против 6-16% по остальным торговым каналам", - говорится в исследовании холдинга.
Снижение потребительской активности, которое исследователи и ритейлеры наблюдают на протяжении последних нескольких месяцев, связано с изменением потребительского поведения и, в какой-то степени, со снижением цен.
"Снижение среднего чека в годовом выражении можно объяснить тем, что покупатель оптимизирует свои траты, - рассказала "РГ" представитель холдинга Евгения Рубцова. - Люди стали чаще ходить в магазины при постоянном объеме покупок. Они ищут наиболее выгодные ценовые предложения, скидки, стараются покупать дешевле. Им это удается. Производители и продавцы в последние годы инициируют ценовые войны, и вот что они получили. Потребители перестали быть настолько лояльными к марке и к магазину, как раньше".