Принципиально новую систему оценки квалификации госслужащих и эффективности их работы вводит законопроект, разработанный министерством труда и социальной защиты. Как сообщали прессе представители ведомства, уже в марте документ должен поступить в аппарат правительства.
Согласно проекту, для каждой должности пропишут отдельный набор требований, включающий помимо знаний и деловых умений, а также чисто формальных требований (стаж, образование и т.д.) еще какие-то человеческие качества. Например, стрессоустойчивость, уверенность в себе, коммуникабельность и тому подобное.
В конечном счете каждый начальник должен стать таким человеком, с которым приятно общаться по делу, даже если ты "всего лишь" простой гражданин. Однако возникает вопрос, как все это проверить? Здесь планируется создать целую систему, в которой заметную роль, как предполагается, будет играть глас народа. Подробности новой системы прописаны в методических рекомендациях, подготовленных минтрудом.
Не мы будем бегать за чиновниками, а они за нами, чтобы узнать, все ли нам понравилось. Звучит фантастически? Безусловно. Однако обратная связь с нами, как ни крути, нашим начальникам обязательно нужна.
Как сказано в методичке по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, общественная оценка может проводиться как с помощью очных, так и заочных опросов.
Очные, это когда людей будут спрашивать непосредственно в присутственных местах. Пришел, скажем, оформлять паспорт или регистрировать имущество, а тебя на выходе спросили, мол, ну как, все хорошо? Также предусматриваются уличные опросы граждан и очные опросы экспертов. Так что любой случайный прохожий получит возможность походя обругать или похвалить чиновников и их ведомства.
Что касается заочных исследований, под ними подразумеваются и анкеты в канцеляриях (которые можно заполнить в тишине, а не под пристальным взглядом чиновника), и SMS-опросы граждан, почтовые опросы, телефонные опросы. Еще предусматривается опрос через электронные терминалы, расположенные непосредственно в местах предоставления государственных услуг. Там появятся специальные кнопочки для недовольных.
Некоторые предложения, кстати, переворачивают наши представления о казенном стиле. Например, для людей в присутственных местах могут разложить анкеты с веселыми и грустными смайликами. С каким настроением будешь уходить от чиновников, под таким смайликом и распишись. Про смайлики - не преувеличение. В шаблонах анкет, приложенных к методичке, нарисованы в том числе эти "колобки" с неказенными улыбками.
Кроме того, настоящая охота за нашим мнением должна развернуться и в Интернете, в том числе в социальных сетях. "Для привлечения граждан и представителей референтных социальных групп и институтов к опросу рекомендуется размещать баннеры или гиперссылки, ведущие на веб-страницу с опросом, на страницах крупных поисковых систем, интернет-порталах и других сайтах с высоким уровнем посещаемости, - говорится в методическом документе, подготовленном минтрудом. - Примерами таких интернет-ресурсов являются Yandex, YouTube, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Wikipedia, LiveJournal, RuTube, Liveinternet, Fotostrana, Я.ру, Twitter и т.д.".
При составлении вопросов, содержащихся в указанных анкетах, рекомендуется формулировать вопросы четко, коротко, доступно для понимания, без использования специальной юридической терминологии. Нельзя допускать в вопросах двойных отрицаний, например: "Не считаете ли вы, что не следует...". Планируется использовать как закрытые вопросы (вопросы, требующие однозначного ответа - "да", "нет"), так и открытые вопросы, которые позволяют описать свое мнение "к объекту общественной оценки". То есть ведомству или его чиновникам. При этом формулировать их надо так, чтобы они звучали нейтрально и не вызывали заранее определенную реакцию. Ведь бывают такие вопросы, ответ на которые как бы вытекает сам собой.
"Для обеспечения репрезентативности выборки респондентов общественную оценку рекомендуется проводить с использованием различных способов сбора информации, отражающей общественное мнение об объекте общественной оценки", - говорится в методическом документе. Иными словами, на одном способе никакое ведомство зацикливаться не должно. В ход должно пойти все что можно: и смайлики, и SMS, и уличные анкеты, и далее по списку.
Между тем
Законопроект предлагает ввести трехуровневую систему квалификационных требований к должностям гражданской службы, включающую: базовые квалификационные требования; функциональные квалификационные требования; специальные квалификационные требования.
Базовые отражают общий уровень, необходимый для получения должности. Например, стаж работы по специальности, образование, общие знания и т.п. Проверять знания будут в том числе с помощью тестов. Функциональные квалификационные требования включают требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должности.
Порядок проведения оценки квалификации чиновников и кандидатов на службу, как предусматривается, будет установлен отдельно. В нем пропишут методы проведения оценки, их периодичность.