Если посмотреть на Эрнста в эти олимпийские дни - уставший человек, внезапно похудевший килограмм на тридцать. Его можно было бы назвать и изможденным: на лице - следы бессонницы. Но самое главное, что открытие и закрытие Паралимпийских игр он сделает не слабее, чем открытие и закрытие Олимпиады. При этом даже символично, что открытие Олимпиады в Сочи произошло как раз накануне дня рождения Эрнста - в глазах многих он действительно заново родился. И хотя у россиян после нынешних зимних Игр рекордное количество медалей - еще одну явно бы стоило дать Константину Львовичу - как генеральному креативному директору олимпийского шоу. Он явно еще один - победитель: победил наше представление о том, как можно представить Россию на международном уровне (простите за каламбур в этом предложении).
Во время открытия Олимпиады в Сочи я почему-то вспомнила "Евровидение", которое проходило в Москве в 2009 году. За него тоже был в ответе Константин Эрнст. Невероятные церемонии открытия и закрытия: небывалые конструкции, сцена с цифровыми проекциями, которой до России не было ни в одной стране, кинокоманда Анатолия Максимова, что "старила" лицо российской участницы Анастасии Приходько прямо на гигантских мониторах, громадные бассейны с водой под потолком "Олимпийского", где плавали артисты. Это было зрелище из зрелищ. Тогда я, как обозреватель "РГ", раньше других каким-то образом узнала, что на церемониях открытия и закрытия будет выступать "Цирк Дю Солей" (это держалось в секрете). Тогда "Цирк Солнца" еще не приезжал в Россию с гастролями, и вообще это было очень ново и дерзко. И я спросила у Константина Эрнста о том, кому принадлежит идея задействовать в шоу "Евровидения" "Цирк Дю Солей".
- Все лучшие идеи на Первом принадлежат мне, - усмехнулся Эрнст.
… Я вполне могла бы назвать эту статью "Возвращение Матадора". Потому что вспомните, когда Эрнст еще был только ведущим ТВ-программы "Матадор", то, что он делал, прежде всего, по картинке, отличалось от всего, к чему привык наш телезритель. Это тоже было очень неожиданно и ново. В "Матадоре" Константин Эрнст имел возможность проявить себя в первую очередь творчески. То же самое случилось и на "Евровидении", и сейчас - на Олимпийских играх в Сочи.
Накануне церемонии открытия, поскольку все подробности не афишировались, прошел информационный вброс (и он был не единственный), что перед гигантской аудиторией Олимпиады выступят Брэд Питт и Анджелина Джоли, и они якобы уже приехали в Россию. Церемония показала - зачем нам Питт и Джоли? Нам и без них есть с чем выступить, у нас - свои звезды, и про "Бранджелину" тотчас же забыли. Эрнст, по сути, на открытии Олимпиады сделал то, что не удается нашим кинодеятелям - он, используя иностранные наработки и пригласив лучших зарубежных специалистов, сумел все технологии и опыт профессионалов наполнить русской душой и со вкусом и умением продемонстрировать всему миру, что России есть, чем гордиться. Он открыл Россию не медведей и матрешек, водки и балалаек, но страну Кандинского и Прокофьева, Малевича и Шагала, Шнитке и Норштейна, Толстого и Менделеева…
За несколько месяцев до открытия Олимпиады я смотрела на "Артдокфесте" фильм немецкого кинематографиста Симоны Бауманн "Путинские игры" о том, как готовится Олимпиада в Сочи. Фильм вызвал у меня разные эмоции, но все они померкли по сравнению с тем, что можно было прочувствовать уже после церемонии открытия нынешних Олимпийских игр. Эта церемония сразу же поставила по одну сторону баррикад и критиков и сторонников нашей страны - ее хвалили все. И оппозиция, и сторонники власти - восхищение увиденным объединило всех. А то с какой самоиронией, принятой во всем мире, на церемонии закрытия посмеялись над чуть ли не единственной неудачей открытия - нераскрывшейся в олимпийское кольцо снежинкой… Из снежинки сделали "изюминку", бренд. Мне теперь очень хочется такую майку, как у Константина Львовича - на которой изображены четыре олимпийских кольца и… одна нераскрывшаяся снежинка.
В народных байках, которые ходят про Эрнста и руководителей других телеканалов, есть одна, которая рассказывает о том, что эти люди сами вовсе не смотрят то, что показывают другим ради рейтингов. Да и своих детей на этом не воспитывают. Я вполне прочувствовала эту "долю шутки", когда несколько раз увидела Константина Львовича в рядах зрителей на гастролях в России в рамках Чеховского фестиваля одного из лучших театров мира - труппы Филиппа Жанти. И, кстати, не удивлюсь, если и этот театр примет участие в одном из очередных российских супершоу, которые будет организовывать Эрнст. Я поняла, что смотрит дома Эрнст, когда заглянула в поздневечерний и ночной эфир Первого канала, который начинается с приходом передач Ивана Урганта и Владимира Познера. Качественные фильмы и сериалы мира, лучшие церемонии… И с переводом кардинально отличающимся от того, что есть в интернете (хотя Первый канал, бывает, ругают и за перевод). Посмотрев на нынешнюю Олимпиаду, я поняла, что имеет в виду Эрнст, когда довольно неповоротливую громадную махину первого федерального канала пытается развернуть на новые эксперименты - от вертикального программирования до новых персонажей, приглашенных с каналов поменьше.
Эрнст - яркий пример человека, который превратился в медиа сам и превратил в него все вокруг себя. Он синтезировал трансляцию и проекцию, литературу и музыку, танец и кино, искусство живописи и искусство телевизионной съемки и режиссуры… Мультимедийный праздник - праздник будущего. Декорации, которые нельзя потрогать - с людьми и предметами, что вполне осязаемы. Что Эрнст создал на Олимпиаде? Театр под открытым небом, но не такой, какой создавали и создают, скажем, гениальные театральные менеджеры (Табаков, Ефремов, Волчек и другие). Театр Константина Эрнста основан на технологиях будущего. На всем лучшем и передовом, что есть на сегодняшний день. Трогательная девочка, милый Мишка с почти человеческими глазами. Посмотрите, Эрнст не пригласил выступать на церемониях открытия и закрытия Олимпиады Баскова, Пугачеву, Киркорова… Не хочу никого обидеть, но тут совсем другие герои. Хибла Герзмава, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Анна Нетребко, Владимир Машков, Диана Вишнева… Все, чем богата сегодня наша страна для действа совсем другого, чем просто телевидение, масштаба…
…Эрнст в эти дни не дает интервью. Он дал лишь пресс-конференцию совместно с режиссером-постановщиком церемонии закрытия Даниэле Финци Паска. Паска - один из лучших европейских профессионалов. Поставленное им шоу "Кортео" (Corteo) считаю лучшим из всего, что видела у "Цирка дю Солей". Но это Эрнст привел Паска в Россию и не только его. "Мне больше всего понравилось "приветствие" команды Константина Эрнста", - сказал КВНщик со стажем Юлий Гусман, когда наша газета спросила его о впечатлениях об Олимпиаде в Сочи....