Напомним, что Закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (N 223-ФЗ) предусматривает публикацию большого массива информации, связанной с закупочной деятельностью, на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Необходимость формировать план закупок и различных форм отчетности, анализировать остатки, отражать процедуры проведения закупок, согласовывать заключенные по итогам закупок договоры заставила заказчиков-субъектов 223-ФЗ искать различные пути технического решения задачи. "Многие заказчики, как корпоративные, так и государственные, реализовали в своих внутренних, региональных информационных системах отдельные блоки вопросов, обеспечивающих закупочную деятельность. Публикация информации в соответствии с установленной законом формой и порядком привела к значительному увеличению временных и трудовых затрат заказчиков, - пояснил "РГБ" директор департамента закупочной деятельности компании "Российские сети" Юрий Зафесов.
С введением в действие N 44-ФЗ предусмотрена разработка Единой информационной системы, в которой будут размещать всю необходимую информацию о закупочной деятельности как государственные и муниципальные заказчики, так и заказчики-субъекты 223-ФЗ. При этом функционал системы в разы шире, чем был прежде, и включает в себя вопросы автоматизации всех этапов закупочной деятельности - от формирования потребности до формирования отчетности об исполнении договоров.
Как рассказал "РГБ" председатель комитета по информационно-технологическим сервисам НАИЗ, генеральный директор компании "ММВБ - Информационные технологии" Евгений Эллинский, для решения стоящих в области госзакупок задач разработчики контрактной системы изначально планировали выстроить как правовое поле, так и информационную среду. Проблема заключается в том, что закон о контрактной системе уже вступил в силу, а информационная система и инструменты, необходимые для эффективного проведения закупок, еще не все заработали.
Предполагается, что с введением единой информационной системы по 44-ФЗ ведение госзаказа станет прозрачнее, но пока еще участники нуждаются в разъяснении новых правил игры. Член межотраслевого совета "Деловой России" Михаил Викторов обратил внимание на неупорядоченный характер автоматизированного госзаказа. "На каждом уровне заказчика, - подчеркнул Викторов, - существуют свои форматы, программы и уровни обработки информации. Если это не стандартизировать, то скоро будут созданы сотни программ и баз данных, работа с которыми будет только усложняться для всех участников процесса".
Что же делать в этой ситуации? Как полагают эксперты, необходимо внимательно посмотреть, как синхронизировать требования законодательства и нормативной базы и тот уровень автоматизации, который уже существует и появится в ближайшее время. Кроме того, ожидается, что в будущем официальный сайт превратится в ядро всей информационной среды госзакупок.
- Законом также предусмотрено, что минэкономразвития разрабатывает требования к региональным системам, - говорит Эллинский. - Пока этого не произошло, участникам необходимо получить детализированные рекомендации по работе в новых условиях. Очень важно, чтобы параллельно продумывалось и развитие внутренних систем автоматизации работы госзаказчиков, без которых невозможно построить эффективный госзаказ".
По мнению исполнительного директора НАИЗ Георгия Сухадольского, функционирующие на уровне регионов или главных распределителей бюджетных средств системы централизованного контроля размещения заказов и автоматизации закупочной деятельности зачастую имеют разнонаправленный характер, не учитывают реальных возможностей и потребностей специалистов по закупкам. Необходима своеобразная интеграция.
Как справляться с существующими проблемами, подсказал начальник отдела информационно-технологического обеспечения федеральной контрактной системы Управления финансовых технологий Федерального казначейства Евгений Демидов:
- Уже сейчас на нашем сайте можно размещать все сведения по N 44-ФЗ, включая новые способы и планы закупок. Набор сервисов будет расширяться. В ближайшее время запланирован переход на использование базовых информационных ресурсов, основанных на ЕГРЮЛ. Предусмотрена интеграция с информационными системами субъектов Федерации и муниципальных образований.
Однако такая открытость и возможность интеграции предусмотрена не у всех. Поэтому представители отраслевого сообщества договорились о создании рабочей группы, которая разработает единые стандарты и требования к информационным системам для их последующей интеграции. Кроме этого, планируется провести совместные совещания с минэкономразвития, крупнейшими госзаказчиками и отраслевыми объединениями весной этого года и тем самым нормализовать работу с госзаказом по новым правилам. Новый закон работает всего два месяца и бизнес пока не понимает всей системы проведения процедур. Оформление массы документов по разным требованиям увеличивает расходы на участие в госконтрактах.
- Внедрение общих стандартов автоматизации госзакупок позволит сократить человеческие и временные ресурсы, затраченные на участие в конкурсах, но самое главное, сделает процесс государственных закупок более упорядоченным, стабильным и прозрачным, - считает президент корпорации ТехноНИКОЛЬ Сергей Колесников.
Доступность всей информации позволит анализировать не только процедуру закупок, но и эффективность планирования. "Компании смогут использовать электронные торговые площадки для того, чтобы прощупать рынок, провести мониторинг цен, получить выгодные предложения от новых поставщиков и в дальнейшем включить этих поставщиков в свой пул", - пояснил гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро.
Для заказчиков интеграция, основанная на стандартизации требований к системам, упростит обработку и анализ больших массивов данных федеральных и региональных заказов. Такие решения помогут оптимизировать ресурсные затраты заказчиков и сформировать мониторинг закупочной деятельности как поставщиками, так и иными заинтересованными лицами в режиме реального времени.