Ранее программа была рассчитана на три года - с 2012 по 2014 год, однако итоги ее реализации оказались столь успешными, что, скорее всего, программу продлят еще на несколько лет.
За минувшие два года более 11,5 тысячи инженеров прошли обучение и повысили свою квалификацию. "Они не только обучаются по программам, которые разрабатываются и реализуются совместно с высшими учебными заведениями и ведущими предприятиями, высокотехнологичными компаниями, но и проходят стажировки как в России, так и за рубежом. Для этого предусмотрено отдельное финансирование", - рассказал Александр Климов. В 2013 году специалисты прошли стажировки в Москве (87 программ), Санкт-Петербурге (31), Набережных Челнах (15). Зарубежные стажировки в 70% случаев организованы в Европе. В программе участвуют такие страны, как Германия, Чехия, Беларусь и другие.
По мнению Александра Климова, программа развивается успешно, резко увеличилось число предприятий и вузов, в ней участвующих. Так, в 2012 году в программе была задействована 151 принимающая организация, а в 2013 году их число выросло до 253. "В 2013 году прошли обучение более 6 тысяч человек. Более того, на стадии конкурса вузы и предприятия заявляют гораздо большие потребности, а это означает, что программа востребована. Ежедневно на сайт президентской программы заходят 250 человек, чтобы узнать, какой вуз какую программу предлагает (сейчас их 374. - "РГБ"). Направления, по которым они реализуются, установлены указом президента и соответствуют государственным приоритетам. Например, повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий", - сообщила Ирина Аржанова.
На финансирование программы за три года ее существования государство выделило 750 млн руб. Бизнес софинансирует не менее 50% расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов. Сегодня в программе участвуют такие компании, как "Ростелеком", "Автоваз", "Иркут" и многие другие. По итогам программы планируется повысить квалификацию не менее 15 тысяч специалистов.
"Эффективность подобных программ не вызывает сомнения, непрерывное обучение и повышение квалификации стимулирует компании к внедрению новых, инновационных методов, а самим работникам дает возможность постоянно расти как специалистам. За последние 20 лет заметно снизился престиж инженерных специальностей, а вместе с ним резко сократилось количество подготовленных кадров в этой области, и сегодня в машиностроении ощущается кадровый голод по этому направлению, - говорит Сергей Литвиненко, эксперт проекта "Общественная Дума". - Программа же дает возможность за сравнительно короткое время заметно повысить производительность труда тех, кто уже трудится на производстве, что позволяет увеличить их заработки и повышает привлекательность профессии в целом. При этом исключается возможный перекос в обучении, который мы сегодня ощущаем в сфере юридических или бухгалтерских услуг, - образовательные учреждения готовят ровно столько специалистов, сколько требуется конкретному предприятию".
Однако остается нерешенным вопрос о подготовке самих инженеров вообще - технические вузы и колледжи выпускают явно недостаточно специалистов, из которых еще не каждый действительно пойдет трудиться на производство. Многие компании, остро нуждающиеся в новых кадрах, подписывают со студентами ученические договора, порой полностью оплачивая обучение и проживание учащихся только за то, чтобы они все-таки заняли вакансию. Но обязать работать после обучения действующее законодательство не позволяет, и ситуация никак не меняется. Вот здесь вмешательство государства с подобной программой могло бы существенно помочь не только отдельным компаниям, но и всей российской экономике, уверен Сергей Литвиненко.
С ним согласны и другие эксперты. "Программы повышения квалификации безусловно важны для развития экономики. На протяжении уже более двух десятилетий ключевой составляющей экспорта нашей страны оставались углеводороды, что, учитывая потенциал развития наукоемкого производства и тяжелой промышленности, является не самым лучшим итогом. Переподготовка инженерных кадров - это достаточно мощный рычаг, способствующий развитию этих отраслей. Тем не менее у государственной программы есть одно "больное место", - говорит управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. - Учитывая, что до половины бюджета программы формируется за счет отчислений крупнейших компаний, рассчитывать на подготовленные кадры могут эти же самые компании, в то время как средний и малый бизнес, составляющий в Соединенных Штатах Америки и Европе львиную долю поступлений в государственные бюджеты, по-прежнему нуждается в специалистах. Переподготовка кадров среднему и малому бизнесу зачастую просто не по карману, а стоимость услуг специалиста, подготовленного за счет государства и крупнейших компаний, становится заоблачной".