Об этом заявил председатель Национального союза СРО операторов по обращению с отходами Михаил Василенко на прошедшем в Калининграде интерактивном круглом столе, посвященном проблемам ресурсосбережения, саморегулированию в сфере обращения с отходами, внедрению в регионах новых технологий переработки ТБО. Его организаторами выступили Калининградский союз переработчиков отходов и Европейско-российский центр эколого-экономического и инновационного развития "ЕвроРосс".
Остановить мусорный вал
- Сейчас объемы мусора, в том числе бытового, строительного, медицинского, контролируют только организации - операторы по обращению с отходами. Никто больше такого мониторинга представить не может. Государство пока является плохим помощником, внятного закона о сборе и переработке отходов нет, - констатировал Михаил Василенко.
С ним согласились участвовавшие в видеоконференции главы отраслевых союзов Санкт-Петербурга, Кузбасса, Екатеринбурга, бизнесмены из Тамбова, экологи.
Вопрос, в какой стадии находится законопроект, который определит правила игры как для производителей, так и для утилизаторов ТБО, волнует не только бизнес, но и власти, и население захламленных городов и сел. Объем накопленных в стране отходов, по данным аудиторов Счетной палаты РФ, составляет порядка 90 миллиардов тонн и ежегодно увеличивается примерно на пять миллиардов. В России насчитывается свыше одной тысячи полигонов, около 15 тысяч санкционированных и 17 тысяч несанкционированных свалок и почти 13 тысяч мест размещения отходов. Их общая площадь в четыре миллиона гектаров по размерам сопоставима с территорией Швейцарии. При этом на переработку идет, а потом повторно используется примерно четверть отбросов, а в СЗФО, по сведениям окружного департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, лишь 17 процентов.
- В Ленобласти до недавнего времени работало два крупных полигона, которым теперь требуется рекультивация. Оба эксплуатировались около 40 лет, однако сейчас непонятно, кто их будет рекультивировать и как это сделать, ведь в первом случае речь идет о высокоопасных отходах, а во втором - о свалке высотой 40 метров и площадью 60 гектаров, - привел пример председатель межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" (Санкт-Петербург) Сергей Виноградов. - Необходимо, чтобы на объекты, которые будут строиться, изначально закладывались деньги на рекультивацию, иначе свободной от свалок земли у нас не останется.
Действующие в регионах системы обращения с промышленными и бытовыми отходами не приносят эффекта из-за отсутствующей логистической цепочки. Так, контейнеры для раздельного сбора мусора есть, а спецтехники, которая должна доставлять на полигоны и перерабатывающие заводы рассортированный хлам, нет. В результате пластик, стекло, бумага сваливаются в один кузов и смешанной массой вывозятся на свалку. Например, в Екатеринбурге, где, по словам гендиректора СРО "Союз операторов по обращению с отходами Урала" Алены Лебедевой, не первый год работает программа по селективному сбору мусора, а мусоровозов под нее нет. В городе есть люди, готовые запускать проекты по сортировке ТБО на контейнерных площадках, мусороперегрузочных станциях. Но точечные проекты, предлагаемые мелкими переработчиками, никак не поддерживаются, активно продвигается только одна идея - строительство мусоросжигательного завода.
Закон и порядок
Между тем, как показывает европейский опыт, строительство мусоросжигательного завода не решит проблем территории. Если неотсортированные отходы сжигать скопом, качество выделяемой энергии будет плохое, тепла она даст мало. О том, как справились с "мусорным делом" в Германии, рассказал подключившийся к разговору сотрудник Института по управлению отходами и экологическим технологиям Германии Йохан Эббинг. По его словам, 40 лет назад эта европейская страна с ее дикими свалками выглядела так же, как сегодня Россия. Справиться с мусорным валом помогли законы, в которых расписаны обязанности всех участников процесса, включая муниципалитеты, и неукоснительное соблюдение ими на всех этапах правил обращения с отходами.
Проект такого закона на подходе и в России. Как пояснил вышедший на связь депутат Госдумы Максим Шингаркин, парламент в ближайшее время рассмотрит документ, предполагающий ряд организационно-правовых действий в области обращения с отходами, в первую очередь бытовыми. В частности, предложен новый механизм финансирования мусоропереработки по принципу ответственности производителя за утилизацию своей продукции в конце ее жизненного цикла. Скорректировано распределение полномочий властей. Сейчас это обязанности муниципалитетов, а с вступлением в силу поправок к ФЗ формирование комплексной инфраструктуры и системы управления ТБО будет возложено на субъекты РФ.
В некоторых из них уже есть свои местные законы, стимулирующие развитие этого сектора экономики. "Власти Кемеровской области при содействии Кузбасской ассоциации переработчиков отходов, - поделилась президент организации, доктор технических наук Екатерина Волынкина, - приняли комплексную инвестиционную программу, утвердили льготы по арендной плате за землю под размещение пунктов по приему и переработке вторсырья, под полигоны ТБО, скидки по налогам на прибыль и на имущество. Это помогло привлечь в отрасль малый бизнес".
Кроме того, по заказу ассоциации на базе Сибирского госуниверситета, где Екатерина Волынкина заведует кафедрой техногенных и вторичных ресурсов, разработана компьютерная программа управления отходами, благодаря которой можно вести учет и контроль за движением ТБО, просчитать рациональные варианты их использования, капитальные затраты на переработку и экономический эффект. Участники видеоконференции из Кузбасса предложили Калининграду пропустить через свою "считалку" его "мусорные" объемы: "Нам будет интересно, а вам - полезно".
Подобрать "хвосты"
Что мешает развитию отрасли? Основной аргумент - отсутствие финансирования - опровергли тамбовские предприниматели Игорь Блюм и Олег Ясинский. На сооружение мусороперерабатывающего комплекса они не привлекли ни одного бюджетного рубля, это полностью коммерческое предприятие. Бизнес расширяет сферу деятельности и занимает пустующие в городе "мусорные" ниши.
Начинался бизнес со сбора и вывоза ТБО. Потом появился сортировочный комплекс с полигоном, открылся цех по переработке пластика. Приобретенное немецкое оборудование для измельчения крупногабаритных отходов позволило уменьшить их объем в шесть раз, еще одна импортная установка дала возможность пустить в оборот остающиеся после сортировки "хвосты". На полученном печном топливе работает котельная, отапливает производственные помещения и офис. В 2013 году коммерсанты ввели в эксплуатацию второй - межрайонный - полигон, рассчитанный на утилизацию 35 тысяч кубометров мусора. Объект обошелся в 100 миллионов рублей.
- Проектируем еще три. В области разработана схема саночистки территорий, до 2020 года предусмотрено построить семь современных полигонов. Думаю, справимся раньше, - выразил уверенность Игорь Блюм. - И таким образом регион избавится от 40 свалок, большая часть которых выработала свой ресурс и требует закрытия.
В прошлом году переработчики включились в программу по обращению и обезвреживанию медицинских отходов - подписали соответствующее соглашение с городской администрацией. Результат усилий на "мусорной ниве" - одно из лидирующих мест Тамбовской области в экологическом рейтинге регионов страны.
В большинстве регионов проекты осуществляются за бюджетный счет, государственно-частное партнерство, как признали участники конференции, тонет в разговорах чиновников. В Ленобласти сооружением мусороперерабатывающего завода (МПЗ) хотела заняться испанская компания, но переговоры прошли безрезультатно, так как при существующих тарифах проект оказался нерентабельным. Сейчас в планах значится строительство четырех МПЗ стоимостью два миллиарда рублей. В Калининградской области на конкурс заявились три инвестора, но выигравший отказался от своих намерений. Позже аналогичная история повторилась с французами. Власти эксклава рассчитывают все же найти концессионера, готового вложить 10 миллионов долларов в МПЗ мощностью 40 тысяч тонн отходов в год.
Максим Шингаркин, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
- Главный вектор развития ресурсосбережения - максимально эффективное вторичное использование отходов коммунального сектора. Для этого необходимо создать, по сути, новую отрасль, приняв самостоятельный федеральный закон. Но мы пошли другим путем: подготовили поправки в существующий ФЗ "Об отходах производства и потребления". Основная новация законопроекта: производители упаковки и товаров долговременного пользования будут обязаны вносить установленную правительством РФ плату на утилизацию этих изделий, когда выйдет срок их службы. Механизм возмездной ликвидации отбросов позволит не только минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, но и выстроить единую систему обращения твердых бытовых отходов, подкрепленную финансами для развития мусороперерабатывающих технологий.
Поэтапное введение утилизационных сборов будет стимулировать производителей и импортеров товаров долговременного пользования открывать централизованные пункты приема и переработки пластика, электронного лома и другого вторсырья.
Распределение утилизационных платежей, аккумулированных на специальном счете бюджетного (или внебюджетного, вопрос окончательно еще не решен) фонда, субъектам РФ будет зависеть от организации и глубины переработки ТБО на территории. Регионы, где создадут новые производства с высоким извлечением вторичных ресурсов и максимальным их использованием в качестве топлива, энергии, стройматериалов, получат дополнительные преференции. Те же, кто не проведет такую работу, могут рассчитывать на минимальные субвенции.
Справка "РГ"
По данным аудиторов Счетной палаты РФ, сегодня в стране функционируют около 40 мусоросжигательных и 243 мусороперерабатывающих завода, 53 мусоросортировочных комплекса. При этом только для переработки ежегодно образуемых отходов производства и потребления количество таких предприятий, по мнению экспертов, необходимо утроить.