Перенаселенность российских зоопарков стала серьезной проблемой

Публичное умерщвление молодого жирафа Мариуса в копенгагенском зоопарке вызвало бурную реакцию общественности разных стран. О том, как совмещается с гуманистической и развлекательной миссией зоопарка естественная жестокость природы и какую ее долю должна видеть публика, мы беседуем с директором Калининградского зоопарка Светланой Соколовой.

Светлана Юрьевна, если уж рьяные защитники прав животных - европейцы пристрелили и разделали жирафа на глазах у посетителей, то, может быть, в этом нет ничего ненормального?

Светлана Соколова: Ну, пристрелили они его все же не на глазах у публики, насколько я поняла, а вот вскрытие - да. Европейские коллеги аргументируют это прозрачностью своей деятельности: публика имеет право знать все ее нюансы. Я не понимаю и не принимаю уровень публичности этого процесса, для меня просто невероятно, чтобы в каком-то российском зоопарке произошло подобное, хотя говорить о том, что в них не производится эвтаназия, было бы нечестно. Это самый крайний способ регулирования численности поголовья, но к нему все же приходится прибегать. Ведь в природе идет естественный отбор, а в зоопарках этим отбором управляют люди.

А какие еще способы регуляции поголовья применяются в зоопарках?

Светлана Соколова: Раздельное содержание самцов и самок, однополое содержание (только самцовая группа, например). Возможно применение гормональных препаратов, хирургическая стерилизация либо кастрация. Ни один способ не идеален. Если самкам не давать рожать - это отражается на их здоровье. Если содержать раздельно... Ну представьте, у бизонов гон или у тигрицы течка. Территория ограничена, пары же не разведешь на километры друг от друга. Это все влияет на уровень стресса да и просто делает животное более опасным для сотрудников: оно становится более агрессивным. Гормоноконтрацепция тоже не полезна для здоровья, хирургическая стерилизация также меняет гормональный фон.

А что, в самом деле перенаселенность стала такой серьезной проблемой в зоопарках?

Светлана Соколова: Да, причем буквально во всех. Если еще лет десять назад одним из главных показателей качества содержания животных было их размножение, то сейчас на повестке дня - вопросы: как это размножение регулировать и куда девать избыточное поголовье? В зоопарках полным-полно львят, медвежат, оленят и так далее. Они умиляют, привлекают публику, но быстро вырастают. И что делать, если не удается найти им новый дом? А это трудно. Например, в России 60 с небольшим зоопарков, и не все имеют условия для содержания львов или жирафов. Это же не домашняя зверюшка, не отправишь на частное содержание.

Мы сами стояли на пороге такого же решения, как в Копенгагене, с молодым львом. Никто не взял родившуюся в зоопарке пару львят - самца и самку. Малыш Алекс подрос, и взрослый самец начал его преследовать. Мы вынуждены были отсадить Алекса, а ведь лишнего львятника нет. Ситуация была критическая, главный зоолог сел на телефон, обзванивал зоопарк за зоопарком, предлагал взять льва бесплатно, и в результате мы за свой счет отправили Алекса самолетом в Ташкентский зоопарк.

Сейчас мы прекратим размножение львов, будем колоть гормональные препараты львицам. Бурые медведи в этом году по той же причине на раздельном содержании.

А бегемоты? В прошлом году в Калининграде умерла знаменитая рекордсменка Мэри, старейшая бегемотиха Европы, которая за свои 56 лет родила 25 малышей. Поставки бегемотиков прекратятся?

Светлана Соколова: Да, наша Мэри обеспечила гиппопотамами почти все зоопарки бывшего СССР, так что они не могут формировать пары из наших же бегемотов - кругом родственники. Но у нас осталась пара - самец и самка. Их размножение тоже надо прекращать, но с ними все гораздо сложнее. Отсоединить - нереально, взрослый бегемот во время гона проламывает любую решетку. Оперировать очень опасно, гормоноконтрацепция не применяется. В будущем, возможно, бегемотов будем содержать однополой группой. А пока остается надеяться, что кому-то наши бегемотики все же понадобятся.

Вы планировали размножать серых балтийских тюленей и выпускать в море, почему проект не пошел?

Светлана Соколова: Потому что Росприроднадзор нам это фактически запретил, точнее, выставил неисполнимые требования. Во-первых, животное должно уметь есть живую рыбу. Хотя в зарубежных и российских реабилитационных центрах никто так не делает, потому что живая речная рыба сильно заражена глистами, а живую морскую нереально доставить. А второе требование было установить на каждое животное датчик стоимостью 2,5 тысячи евро, чтобы отслеживать его перемещения. Так делали в польском реабилитационном центре, где на международный грант реализовался сугубо научный проект изучения ареала обитания тюленя. Для нас это просто нереально, в результате мы прекратили размножение ластоногих и отсадили самца.

Судя по тому, как растет число посетителей, люди любят зоопарки. Но готовы ли они (и должны ли) видеть в них жизнь по закону джунглей? Если помните, еще до вашего прихода на должность разразился скандал - когда умершего после рождения жирафенка скормили льву...

Многие виды животных на планете сохранились только благодаря зоопаркам

Светлана Соколова: Это нормальная практика, когда мясо, пригодное в пищу, скармливают хищникам, но на глазах у публики делать это, думаю, неправильно. Хотя не факт, что корм, данный животным вечером, будет съеден к утру. Хищники с удовольствием играют частями туш или шкур. В некоторых европейских зоопарках вывешивают в таком случае предупреждающие таблички, чтобы публика сама решала - смотреть или нет. Замечу, кстати, что в Европе запрещено кормить хищников живым кормом, как это распространено в российских зоопарках (имеется в виду кормление обитателей террариума живыми кроликами, мышами, хомяками и крысами).

Может быть, это правильно? Моя коллега до сих пор помнит зрелище, потрясшее ее в детстве, - как удаву дали живую мышь и она, пища от ужаса, карабкалась по вертикальной стене, но не спаслась...

Светлана Соколова: Мы, конечно, это делаем не на глазах у посетителей, а в конце рабочего дня перед закрытием. А утром стараемся давать хищникам разделанное мясо. В Европе аргументируют такой запрет тем, что даже мыши и крысы имеют право быть гуманно умерщвлены. А как же право хищника проявить свои охотничьи инстинкты, получить не размороженную разделанную тушку, а живое мясо с теплой кровью, шкурой, шерстью, костями, как в природе? У нас есть целый отдел выращивания кормовых животных: кролики, морские свинки, крысы, хомяки, насекомые...

Мы же знаем, что есть животные - жертвы, а есть животные - хищники. Поэтому не нужно представлять диких зверей такими плюшевыми игрушками, мультяшными персонажами. Понятно, что устроить загон живого кролика на глазах у ребенка - это причинить ему травму на всю жизнь. Но это родители должны решать - надо ли ребенку такое видеть. Ведь по правилам у нас дети до 14 лет могут посещать зоопарк только в сопровождении взрослых.

В том числе и потому, что дикие звери опасны? На памяти несколько давних случаев: пьяного мужчину, перелезшего через все решетки и заграждения, слон валял по земле и топтал, пока отбили - искалечил. Гималайские медведи оскальпировали иностранного моряка, который упал к ним в вольер. Мужчина тыкал тигрицу через решетку палкой, а она молниеносно втянула когтями его руку через прутья и, пока на крики прибежали сотрудники, эту руку просто отгрызла...

Светлана Соколова: Безусловно, зоопарк - место повышенной опасности. Ведь дикие животные и в неволе сохраняют инстинкт защиты своей территории. И опасны не только хищники. Козел или баран способен рогами раздробить пальцы, которыми люди хватаются за решетку. Зебра откусывала фалангу посетителю. Причем его перед этим три раза предупредили: не подходите, не кормите. От разных вольеров отгоняли.

После этого случая мы просто завалили бревнами все подходы к зебрам, поставили дополнительную секцию строительного забора, чтобы человек физически не мог дотянуться, не говоря уже о том, что там все увешано табличками: "Не кормить, животное опасно!". Так люди поднимают детей и запихивают за эти заграждения, поближе к "лошадкам", ставят малышей на барьер у скалы медведей, посылают "покормить" бизона... Просто дрожь берет.

Не так давно молодого человека - наркомана, как оказалось - задержали при попытке залезть к львам, они успели его оцарапать. А сейчас постоянно норовят погладить скатов, которым мы сделали открытый водоем. Они очень общительные, когда видят человека, начинают всплывать на поверхность. А на прикосновение реагируют мгновенным ударом хвоста, на конце у которого ядовитый шип. У нас сотрудник две недели на больничном был после такого удара. Кругом таблички с предупреждениями - не помогает...

И все же, кажется, гораздо опаснее посетители для животных, а не наоборот. Раньше в зоопарке была такая впечатляющая выставка предметов, извлеченных из желудков животных, которые погибли по вине посетителей. Резиновые мячики, булка с осколком стекла, лезвие ножа... Этой выставки давно уже нет, садизм прекратился?

Светлана Соколова: Мы думали о том, возрождать ли эту экспозицию, потому что такие вещи продолжают происходить. Решили не делать по двум причинам: все-таки основная масса приходит сюда за положительными эмоциями, если из 300 тысяч посетителей в год придет 50 или 30 ненормальных - из-за них не стоит всем портить впечатление от посещения зоопарка. А вторая причина - просто опасаемся, что есть люди, которые могут попробовать такие "опыты" повторить.

А подкармливать животных не прекратили? Многие полагают, что батон или конфеты - это вредно, а от одного яблочка или морковки жирафу только польза...

Светлана Соколова: Если учесть, что летом в зоопарк приходит от двух до пяти тысяч человек в день, то речь идет далеко не об "одном яблочке". Вы не представляете, в какое состояние посетители приводят тех же жирафов. К вечеру выходного дня они просто раздуваются, как шарики, от капусты, которая обладает сильными газообразующими свойствами, и других "лакомств", которыми их упорно пичкают. В природе их корм - листья и ветки, его они получают и в неволе, плюс витаминные смеси. Причем диета для них, как и для каждого другого животного, индивидуально сбалансирована и меняется в зависимости от состояния здоровья, наружной температуры, периода гона и так далее. А сердобольные "кормильцы" ее постоянно нарушают. Часто животных приходится просто закрывать от посетителей, когда от угощений появляется реальная угроза их здоровью, а то и жизни.

Перекармливание и как следствие - диарея - это одна угроза. А вот сивуч, например, хронически тяжело болеет. Ластоногих очень часто норовят накормить замороженной рыбой и из-за этого у нашего Кима постоянно гнойный отит, ангина. А ведь ему просто так в горлышко не побрызгаешь. Попробуй дай ему все лекарства, сделай процедуры.

Медведю сладости кидают, конфеты. А представьте - у медведя заболел зуб. Как его вылечить? Только усыплять и удалять зуб. А наркоз - всегда большой риск, особенно для пожилых животных. Поэтому люди, которые кормят животных в зоопарке, я считаю, в лучшем случае не понимают, что делают. А в худшем..."Я заплатил за вход 150 рублей и буду здесь развлекаться, как хочу". Это ответил посетитель нашему ветеринару, который возмутился: "Зачем же вы кормите пеликана мороженой рыбой?!"

Я ни разу не видела, чтобы в европейских зоопарках кто-то пытался покормить или потрогать животных. Как отучили людей?

Светлана Соколова: Там все просто: при такой попытке любой сотрудник зоопарка, который будет поблизости, в лучшем случае сделает предупреждение. Или выведет с территории сразу же. А в худшем - вызовет полицию, и нарушитель получит такой штраф, что мало не покажется.

А у нас как эта проблема "кормильцев" решается?

Светлана Соколова: Я вписала в должностные инструкции абсолютно всех сотрудников обязанность: подходить к людям, которые кормят животных, в вежливой форме делать замечание и проводить разъяснительную беседу. Большинству посетителей этого достаточно. А если кого-то это не останавливает, то уже может быть вызвана охрана и нарушителя удалят за ворота зоопарка.

Если вы обратили внимание, у нас на входе стоят два цветных пластиковых короба. Если люди идут с хлебом и овощами "для зверюшек", контролер останавливает их на входе и предлагает оставить все это в контейнере с надписью "В дар животным зоопарка". Продукты оттуда передаются на кормокухню. Кто не хочет оставлять - не вопрос, там стоит второй контейнер с надписью "Заберу на выходе". Процентов 50 в этих коробках оседает. Но 50 уходит дальше. Хотя написано на билетах, на входе, на всех вольерах, на сайте: кормить животных нельзя.

И в завершение что скажете тем, кто возражает против существования зоопарков в принципе?

Светлана Соколова: Я просто напомню, что многие виды животных на планете были фактически на грани уничтожения и только благодаря зоопаркам и национальным паркам они сохранились и были возвращены в природную среду - как лошадь Пржевальского, например, или олени Давида, которых мы планируем у себя завести, - это хрестоматийный пример: на воле их не осталось, только в зоопарках. Количество особей некоторых видов в природе настолько мало, например, амурских тигров, дальневосточных леопардов, что если не будет дублирующей популяции в неволе, то может оказаться, что мы потом их будем видеть только на картинках.