26.02.2014 23:03
Поделиться

Как снимали исторический детектив "Черные кошки"

На Первом канале идет детективный сериал "Черные кошки". История может показаться кому-то знакомой. Действие разворачивается в 1947 году в Ростове-на-Дону, где орудует лихая банда. Голод провоцирует рост преступности на всей территории послевоенного СССР, и для подавления разбоя в ряды правоохранительных органов набирают вчерашних фронтовиков. Особенно ценятся те, у кого есть специальные навыки, как у бывшего разведчика Егора Драгуна.

Похожим был сюжет легендарного телефильма "Место встречи изменить нельзя". Разгул преступности подавляли и в сериале "Ликвидация".

Об особенностях работы над "Черными кошками" "РГ" рассказал режиссер Евгений Лаврентьев.

Про банду "Черная кошка" существует много легенд. Начинала она еще в 1920-х, потом с особой жестокостью орудовала после войны, появлялась в Москве, Ростове-на-Дону, Одессе. Мы помним ее по фильму "Место встречи изменить нельзя".

Евгений Лаврентьев: Наша банда действует в Ростове-на-Дону, орудуют дельцы самых разных мастей. И это то, с чего начинается история. Главный герой пытается разобраться с тем, что происходит, как и милиция, как и сотрудники МГБ. В процессе следствия у Егора Драгуна складывается своя версия. И "Черные кошки" появились у нас в названии именно во множественном числе как дань уважения и любви к сериалу "Место встречи изменить нельзя", но на новую версию мы не претендуем. Не было такой задачи. Помните, герой Сергея Юрского говорит такую фразу: "Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет". Этой же фразой на определенном этапе объясняет ситуацию в расследовании и герой Павла Деревянко. "Черные кошки" - это тайна, это бандиты, это кто-то, кто затеял свою игру. Это те знаки вопроса, которые появляются в фильме.

Сериал "Ликвидация" затрагивает сходные события, что и у вас в телефильме, только в Одессе.

Лаврентьев: У нас одна историческая основа, но мы даем свою версию. Мы пересекаемся с "Местом встречи…" и с "Ликвидацией" так же, как пересекаются все вестерны, ведь они про одно и то же время и там везде - ковбои. Но вестерны же очень разные, согласитесь.

У героя Павла Деревянко, майора Егора Драгуна, существовал прототип?

Лаврентьев: Образ создан сценаристом, но мы его прорабатывали вместе, в том числе и с Павлом Деревянко. Можно сказать, что образ мы собирали на основе достоверных деталей. Егор - фронтовой разведчик, он из дивизионной разведроты, то есть из тех людей, кто ходит за линию фронта. Его задачами было брать в плен "языков", проводить диверсионные акции и еще много разной фронтовой работы. Выполнять некоторые задачи спецназа. Значит, у него должны быть способности к самостоятельному ведению боя. Он должен уметь выжидать замерев в засаде по 6-8-12 часов, под снегом и дождем. Должен владеть единоборствами, уметь обращаться с разными видами оружия.

Получается настоящий супергерой.

Лаврентьев: Военный разведчик в этом смысле действительно супергерой. Без преувеличения. Егор Драгун говорит и о своем учителе в разведшколе Василии Ощепкове, который в действительности был создателем военного самбо. Прошлое Драгуна осмысленно вписано в реальную историю. Мы хорошо представляли, когда он пошел в армию, когда учился в разведшколе, когда был отправлен на фронт. Мы проработали всю хронологию его жизни и не просто назвали его разведчиком, но и посмотрели, чему и как обучались тогда в разведке, причем думали и о том, какие техники боя, удары, он может использовать, чтобы это было исторически достоверно, а какие - нет. Как он может держать оружие с точки зрения военных специалистов того времени, а как он его держать и применять не будет. Так мы и создавали Егора - советского боевого разведчика-офицера, которого распределили в УГРО Ростова-на-Дону. Так что точно такого человека - Егора Драгуна - не было, но такие люди были и именно ими усиливали правоохранительные органы в то время, когда после войны был голод, спровоцировавший рост преступности.

Причем никакой тайны по поводу того, как именно готовили военных разведчиков времен Второй мировой, нет. Существует интернет, есть достаточное количество документов, есть клубы военной истории, которые целенаправленно и с любовью собирают подобную информацию.

То есть снимать историческое кино с интернетом стало проще.

Лаврентьев: Да. И нельзя никого поразить тем, что пришел "секретный" человек и научил нас правильно держать автомат. Он, конечно, научил, только вот секрета особого в этом нет. Труд состоит в том, чтобы освоить собранную информацию, чтобы научиться вести себя и действовать, как разведчик. Например, есть в фильме герой Федор - правая рука Егора Драгуна. Исполнитель роли Федора, актер Александр Суворов, служил в армии, и мы с ним многое обсуждали, в том числе и то, например, как правильно бросать гранату, чтобы это не выглядело идиотично. Он рассказывал нам, и как нужно правильно целиться, чтобы это не выглядело пижонством. И мне-то все "по художественней" хотелось, но он справедливо ставил на место.

Почему Ростов-на-Дону снимали в Одессе?

Лаврентьев: Потому что в Ростове-на-Дону нет киностудии, а в Одессе она есть. Там нашлись и оружие, и техника нужного нам периода. А вот костюмы мы везли из России. Художники по костюмам подобрали для нас настоящую коллекцию одежды тех лет, и военной, и гражданской. Наши художники по костюмам - обладатели фантастической коллекции одежды того времени. Все в хорошем состоянии или прекрасно отреставрированное.