При этом сами педагоги особого повышения своего благосостояния не почувствовали: большинство вынуждены подрабатывать, а у половины нагрузка в школе возросла. Такие данные приведены в исследовании директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяны Клячко.
- Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные педагоги не спешат уходить на пенсию, - комментирует Татьяна Клячко. - Выпускники педвузов, владеющие новыми методиками и технологиями, зачастую просто не попадают в школы.
Сейчас, ради повышения средних зарплат до среднего уровня по экономике региона, директора сокращают учителей, увольняют вспомогательный персонал: психологов, логопедов, от каждого сотрудника требуют выполнять все больше работы. Из-за возросшей нагрузки у педагогов нет ни сил, ни времени на повышение квалификации. При этом серьезное улучшение своего уровня жизни заметили в регионах, от 2,1 до 6,7 % учителей.
Складывается ситуация, когда чиновники утверждают, что учителя теперь стали вполне обеспеченными людьми, и с них можно требовать полноценной работы. И если в столице, где средняя зарплата приближается к 90 тысячам рублей в месяц, это вполне справедливо, то в Калмыкии, Тамбовской, Брянской областях, в Алтайском крае и других регионах, где средняя зарплата колеблется вокруг 20 тысяч рублей в месяц, эти заявления, мягко говоря, звучат странно.
В целом картина, по результатам исследования, выглядит так: 70% учителей считают, что их доходы не изменились или выросли незначительно. Существенный рост своей зарплаты ощутили около 10% педагогов. И столько же - некоторое сокращение. И еще 4-5% учителей признались, что им в последнее время стали платить намного меньше. В то же время Чтобы свести концы с концами, половина учителей вынуждены подрабатывать при малейшей возможности.