24.02.2014 23:20
    Поделиться

    Эксперты: Азербайджан вступил в эпоху электронных госуслуг

    "Гражданка, вас тут не стояло!" - подобная стилистика сопровождала драматургию походов по приемным и коридорам различных ведомств, обслуживающих несколько поколений наших соотечественников, от времен Михаила Зощенко до самых до 1990-х годов. Бесконечные очереди, обивание порогов массы инстанций ради одной "ненужной" справки, затраченное на это личное время - превращало в адскую нервотрепку, порой, совсем бытовые вещи. Например, выписку из домовой книги или прописку родственника. В постсоветский период к этому списку добавились очереди в дорожную и налоговую инспекции и т.д.

    Запутанные коридоры бюрократических процедур - из ряда общих для наших стран проблемных наследственных образований. Поэтому пути их преодоления по мере приближения к современным формам обслуживания потребностей граждан, весьма похожи - от изменения формы к новому содержанию. Помните, первое, что чиновники считали необходимым сделать - облагородить служебные помещения. Повсеместные ремонты и оптимизация перемещений из кабинетов в кабинеты, считалась как достаточная мера. Затем, пошли дальше - облегчили логистику. К примеру, в конце 1990-х - начале 2000-х жилищно-коммунальные платежи свели в единый платежный документ, а услуги стали предоставлять через единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ). И наконец, последняя по времени ступень, связанная с масштабным развитием Интернета и сетевых технологий - появление многофункциональных центров предоставления услуг. В Азербайджане эти центры управляются службой ASAN, использующей одноименную компьютерную систему. Совсем недавно, распоряжением президента Ильхама Алиева, службе переданы полномочия на оказание дополнительных нескольких видов услуг. Теперь, кроме выдачи различных справок и выписок, регистрации прав собственности и прочего, через терминалы службы ASAN можно будет осуществлять практически все платежи государственных пошлин, административных штрафов и т.д.

    Инсталляция в Азербайджане элементов "электронного правительства" в какой-то степени есть попытка перенять прогрессивный опыт упрощения бюрократических процедур, достигнутый в странах первой мировой двадцатки. Однако Ильхам Алиев не ставит задачу гнаться за модным нововведением только ради высоких позиций в международных рейтингах. Опыт, приобретенный большинством из нас в советской системе бюрократии, серьезно исказил отношения между властью и обществом. Дело даже не в набившей оскомину коррупции. За долгие годы сложилась своеобразная порука "подчиненного благодарствования". Когда проситель чувствует себя обязанным дать или просто символически отблагодарить, а чиновник ощущает в себе высшую миссию дарителя или даже соизволителя прав и услуг. Это пустило корни в глубины коллективного бессознательного. И если со взятками борются более-менее эффективно и в Азербайджане, и в России, то вот чувство ложных обязанностей и прав можно пересилить только сведя к автоматизму отношения между гражданами и госуслугами. Собственно, этим фактором во многом руководствовались в Азербайджане, проводя электронную модернизацию бюрократического аппарата.

    Поделиться