Речь, в том числе, шла о новом стационарном комплексе "Сармат" с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой. Опытно-конструкторскими работами по этому проекту занимается кооперация промышленных предприятий во главе с Государственным ракетным центром имени Макеева. Их планируют завершить к 2018-2020 году.
По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН Виктора Есина, "Сармат" заменит стоящий на боевом дежурстве комплекс РС-20В "Воевода", больше известный на Западе как "Сатана". Эксперты утверждают, что по своим характеристикам новая ракета ему не уступит, а по некоторым параметрам - превзойдет. Для этого конструкторы закладывают в перспективную систему лучшее соотношение полезной нагрузки и стартовой массы. А высокая энергетика будущей ракеты скажется не только на ее эффективности, но и позволит разнообразить способы противодействия средствам ПРО, в том числе, космическому эшелону ударных средств.
- Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования дает возможность доставлять боевые блоки к целям не только по энергетически оптимальным траекториям с жесткими азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс, - заявил экс-руководитель 4-го ЦНИИ минобороны генерал Владимир Василенко.
Надо сказать, что комплекс "Воевода" и не менее грозный РС-18 "Стилет" давно несут боевое дежурство. Их эксплуатационные сроки постоянно продлевают, но так продолжаться до бесконечности не может. Помимо временных рамок, на судьбе ракет сказывается еще и географический фактор. Дело в том, что "Воеводы" и "Стилеты" в свое время производили на "Южмаше". Сейчас это предприятие находится на территории Украины, в Днепропетровске. Чтобы продлить жизнь ракетам, командованию РВСН каждый раз приходится договариваться с соседями. Появление в России собственной тяжелой ракеты устранит такую зависимость.
Это вопрос приобрел особую актуальность в связи со сменой власти в Киеве. Что случится, если "Южмаш" закроют или его руководство заставят расторгнуть соглашение по обслуживанию наших ракет? Катастрофических последствий для РВСН от такого шага Виктор Есин не ожидает. "Российская кооперация, которая занимается производством жидкостных ракет, способна взять на себя обеспечение гарантийного надзора за РС-20, - считает генерал. - Да, будут трудности, потому что документация находится на Украине. Но, тем не менее, эта задача решаема".
Еще раз Украину эксперты упомянули в связи с боевыми железнодорожными ракетными комплексами - БЖРК. Опытно-конструкторские работы по этому проекту в России тоже ведут. Но получат ли они логическое завершение - большой вопрос. Есин сказал, что в нашей стране отсутствует технический задел по БЖРК, поскольку в советское время такие комплексы создавали на Украине. К тому же вся инфраструктура для их эксплуатации оказалась утраченной, а для ее воссоздания нужны огромные средства. Наконец, проблемы могут возникнуть с железнодорожным руководством, которое, по словам генерала, за свои услуги "втридорога запросит с министерства обороны". Тем не менее, ставить крест этом проекте не стоит. Более того, он может оказаться особо востребованным в случае реализации американских планов ПРО в Европе.