Юлия Басова, писатель:
Брачный контракт представляется мне вполне целесообразным явлением современности, особенно когда один из супругов добился в жизни большего. Это вполне может обезопасить мужчину, вступающего в брак "укомплектованным", от того, что женщина, приехавшая из глубинки, все у него заберет. В таких случаях никому обижаться не стоит. Скажу больше: мы с мужем такой контракт заключили. Коммерческие достижения - это исключительно его заслуга, и если, не дай бог, что-то произойдет, то я на них не собираюсь посягать. Когда же двое выстраивают свой капитал с нуля, то было бы, пожалуй, странно заключать какие-то договоры. Правда, что бы мы ни говорили, в России, имея хороших адвокатов, можно оспорить много документов даже более серьезных, нежели брачный контракт.
Статистика минюста, о которой "РГ" пишет на 3-й полосе, лично меня не удивляет. Но по моему твердому убеждению, люди все чаще заключают брачный договор не из-за того, что перестали доверять друг другу. К счастью или сожалению, мы стали очень практичными, прагматичными, и это привело к тому, что любовь теперь идет за руку со здравым смыслом. Все уже приелись этими безответными чувствами, детьми, оставленными кем-то из родителей, нищетой из-за честности. Поэтому мы сразу думаем: а что будет после развода? Читала книгу одной женщины, которая не раз была в браке и запомнила у нее хорошую фразу: "Когда вы знакомитесь с мужчиной, в первую очередь думайте о том, каким он будет бывшим мужем". Основное веяние современности - просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Наши бабушки, дедушки и родители так не поступали и любили очень сильно; мы любим не менее сильно, но, условно говоря, с опаской.
Впрочем, есть здесь оборотная сторона, отдающая циничностью. Как бы громко это ни прозвучало, боюсь, что мало таких женщин, как я, которые со спокойной душой оставят мужу его личное состояние. В человеке должна быть определенная доля справедливости и, что немаловажно, совести. Я понимаю, что недостаточно просто быть рядом с человеком, не помогая ему, скажем, в бизнесе, чтобы на этот бизнес претендовать. Повторюсь, что к такому понятию, как брачный контракт, я отношусь хорошо. Однако ясно, что идеально он будет работать лишь тогда, когда его заключают порядочные люди. Если мужчина может бросить жену с ребенком, как это было со мной и моей мамой, а женщина отобрать весь капитал, который муж нарабатывал сызмальства, стоит задуматься об отношениях как таковых, а не о контрактах. Чувства и страсть никуда не делись, но почему-то сегодня мы вынуждены скрывать свои эмоции - и это действительно страшно. Люди отказываются от счастья, заключая партнерство с людьми, которые им просто подходят, а не которые им действительно нужны.