Инициатором принятия закона выступило областное правительство. После того, как губернатор подпишет закон, новый порядок начнет действовать уже с 1 июня этого года. Как заявляют чиновники, поправки в законодательство помогут установить "большую социальную справедливость", поскольку проездные приобретали не все граждане, имеющие на это право, а выплату будет получать каждый.
- Многие пенсионеры вынуждены пользоваться маршрутными такси, где никаких льгот не предусмотрено, - посетовала министр социального развития Лариса Колязина.
Вот только вывод из этого областные власти сделали неожиданный. Вместо того, чтобы заниматься развитием в регионе общественного транспорта, решили в принципе отменить социальную льготу.
То, что чиновники лукавят, хорошо понятно. Прибавки, на которую увеличена единая денежная выплата, при сегодняшней стоимости проезда в городском транспорте (12 рублей) хватит всего на четыре поездки туда и обратно. Между тем, еще в начале года губернатор Валерий Радаев пообещал, что проезд в общественном транспорте уже весной подорожает до 18 рублей. Понятно, что большинству льготников, чтобы прокатится на автобусе или трамвае, придется либо экономить на чем-то другом, либо сидеть дома.
В еще более незавидном положении окажутся саратовцы, которые ездят на пригородных автобусах на свои дачные участки. Цена на проезд там от 30 рублей и выше. До последнего времени льготники могли проехать на пригородном автобусе по тому же социальному месячному проездному билету стоимостью всего 150 рублей.
Непопулярный закон областные чиновники постарались принять стремительно - законопроект был внесен в областную думу 14 февраля, а уже 26 февраля рассмотрен.
В Саратове и других городах области льготники начали сбор подписей против отмены проездных билетов. Письмо ветеранов из Энгельса с просьбой сохранить социальные проездные один из депутатов зачитал на заседании думы.
- При такой стоимости проезда нам придется отказаться от своих дачных участков, - пишут жители области.
Однако представители областной власти сделали вид, что этого не услышали.
Между тем, отмена социальных проездных чревата проблемами не только для граждан, но и для всей отрасли общественного транспорта. В настоящее время задолженность областного бюджета перед транспортными предприятиями, как было озвучено в областной думе, превышает 200 миллионов рублей. По мнению самих транспортников, долг в три раза больше.
В результате отмены социальных проездных транспортные предприятия области не получат средств, которые должны были выделить им в качестве возмещения за перевозку льготников. В областном бюджете на эти цели было заложено порядка 600 миллионов рублей. Часть этих денег - 246 миллионов рублей - пойдут на повышение денежной выплаты самим льготникам. Остальные средства сэкономят. При этом, как считают наши эксперты, вряд ли транспортным предприятиям удастся полностью возместить эти потери за счет пассажиров.
- Люди будут стремиться сократить число поездок, - считает саратовский правозащитник Александр Никитин.
По мнению депутата городской думы Саратова Виктора Маркова, областные власти перекладывают проблему на муниципальный уровень.
- Между тем городское электротранспортное предприятие стагнирует и катится к банкротству, - говорит Марков.
В МУП "Саратовгорэлектротранс" комментировать ситуацию с отменой социальных проездных отказались.