Управленческие округа существуют только на Среднем Урале и на Алтае. Еще в 1996 году область разделили на пять частей, при этом территория вокруг Екатеринбурга осталась неохваченной (как раз эти районы, за исключением самого областного центра, авторы второго законопроекта предлагают теперь придать уже существующим округам, а также добавить их руководству полномочий).
Каждый округ возглавляет управляющий, который по должности является членом областного правительства. Однако его обязанности региональное законодательство определяет как абстрактно-бюрократические: содействовать развитию муниципальной власти на местах, руководить вверенным ему персоналом... Под началом каждого управляющего более десятка подчиненных, зарплата которых, судя по отчетным сведениям об имуществе и доходах, не ниже 40 тысяч рублей в месяц. Глава округа получает около 120 тысяч рублей. На осуществление деятельности окружных администраций облбюджет выделяет более 150 миллионов рублей в год: так, в 2013-м потратили от 29,5 до 35 миллионов на каждый округ.
Авторы законопроекта о ликвидации этих непонятных образований отмечают: администрации округов лишены властных полномочий, по сути, они лишь дублируют функции областной исполнительной власти в плане отчетности. Свердловские муниципалитеты одинаковые отчеты отправляют в Екатеринбург и в администрацию своего округа - предполагается, что там эти данные обобщают, чтобы опять же переслать в облправительство. Кроме того, едва ли не основная задача администраций округов - организация совещаний и "круглых столов".
Население среднеуральской глубинки встретило законодательную инициативу с энтузиазмом: многие не без оснований считают окружные администрации лишним звеном. "Зарплата высокая, стаж госслужбы идет, условия работы комфортные, ответственности никакой, а статистов и в министерствах с избытком. Если затраты на их содержание сопоставить с эффективностью, то сальдо будет печальным", - отмечают свердловчане на форумах.
В информационной повестке региона деятельность управляющих округами обычно не отражена. Зато с ходу припоминаются связанные с ними скандальные истории. К примеру, как управляющий Горнозаводским округом Валерий Бок поселился в бывшем здании детдома - старинном двухэтажном особняке в Нижнем Тагиле, пристроил к нему баню, сауну, бассейн и две огромные теплицы. Оставив должность, Бок уехал на ПМЖ за границу. Сейчас приватизированный особняк, который в народе до сих пор именуют "домом Бока", разрушается. Тагильские власти надеются получить на него права, мэр даже обращался в полицию с просьбой о розыске домовладельца, однако там пояснили, что веских оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий нет.
Другая громкая история произошла под Ирбитом: пьяный водитель управляющего Восточным округом Николая Клевца после бурного корпоратива задавил школьницу. Дело попытались замять, но благодаря вмешательству общественности его все-таки удалось довести до суда.
Судя по форумам, Нижний Тагил законопроект приветствует, Верхотурье тоже. А вот Тавда своего управляющего хвалит за то, что способен оперативно решить любой вопрос. И Тугулым считает, что округа работают на благо отдаленных территорий: "До губернатора далеко, а на самоуправство мэров можно пожаловаться в округ".
- Лично у меня никогда не возникала мысль, что эти структуры лишние, - считает управляющий Горнозаводским округом Михаил Ершов. - Я не думаю, что инициировавший упразднение депутат умнее трех губернаторов и пяти председателей облправительства, которые считали и считают, что эти структуры необходимы.
Сторонники системы округов убеждены: в таком громадном регионе непременно нужен "мостик", связывающий муниципалитеты с областным центром.
Виктор Горб, профессор, заведующий кафедрой Уральского института - филиала РАНХиГС:
- Управленческие округа - это наша, свердловская, находка, которую надо довести до ума. Грядут серьезные изменения муниципальной системы управления - тогда и можно будет заняться переосмыслением структуры управленческих округов, четко определив функционал их администраций и, главное, меру ответственности. Ссылки на экономию ради экономии контрпродуктивны, ибо развития без вложений не бывает.
Константин Киселев, политолог:
- Округа создавались как своего рода "отстойник кадров" - синекура для смещенных чиновников. Никто и никогда не замечал их позитивной деятельности. Формально входя в правительство, инициативы они никогда не проявляли, пользы не приносили, да и не могли по определению, так как управленческие округа не имеют ни полномочий, ни собственности. Было бы логично ликвидировать эти бессмысленные бюрократические структуры.