Ответственных сотрудников коммерческого отдела муниципального унитарного предприятия Олега Страшнова и Александра Шагова судили по двум статьям УК РФ - по части 3 статьи 183 и части 4 статьи 204. То есть им была доверена служебная и коммерческая тайна, которую они попросту продали.
Судом установлено, что начальник коммерческого отдела Страшнов, при пособничестве экономиста второй категории этого же отдела Шагова, получил от заинтересованного гражданина С. 200 тысяч рублей за информацию о лицах, имеющих задолженности по коммунальным услугам на территории, обслуживаемой МУП города Климовска. В материалах суда подчеркнуто, что эти сведения представляют закрытые сведения. А значит коммерческую тайну.
Суд приговорил Страшнова к 5 годам и одному месяцу лишению свободы условно с испытательным сроком на два года. Ему придется выплатить штраф в размере 200 тысяч рублей в доход государства. На два года условно осужден его подельник Шагов. Ему назначен штраф в 100 тысяч рублей.
Между тем эти статьи УК РФ не так часто применяются в наших судах.
Эту ситуацию корреспондент "РГ" попросил прокомментировать доктора юридических наук, профессора Академии МВД Александра Харитонова:
- Можно выделить несколько характерных признаков, присущих данному понятию. Это, прежде всего коммерческая выгода, которая обеспечивается незнанием данной информации конкурентами. Кроме того, эта информация охраняется компанией, и к ней нет свободного доступа третьим лицам. То есть коммерческая тайна - это то конкурентное преимущество компании, которое обеспечивает ей высокий престиж и увеличение доходов.
Множество несистематизированных, порой, к сожалению, чисто декларативных норм, касающихся защиты коммерческой тайны, содержит целый ряд нормативно-правовых актов различных уровней. Наряду с этим имеются и вполне работоспособные положения законодательства.
В 2001 году действующий УК РФ, к примеру, пополнился соответствующими изменениями относительно состава и квалифицирующих признаков данного преступления. Теперь, согласно ст. 183, к таковым действиям относится собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Появилась возможность уголовного преследования лиц, совершивших подобные деяния.
Вступивший в действие в феврале 2002 года Трудовой кодекс РФ также ввел нормативное регулирование нарушения режима коммерческой тайны в сфере трудовых отношений.
Статьями 128 и 139 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав отнесена, в том числе, и информация.
Попытки наведения должного порядка в данной области экономических отношений хорошо просматриваются в текстах Кодекса об административных правонарушениях и нового Гражданско-процессуального кодекса. Оба предусматривают закрытость проведения судебного заседания в случае рассмотрения дела, содержащего в себе коммерческую тайну.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ также содержит практически аналогичную норму о рассмотрении уголовного дела в закрытом заседании, если судебное разбирательство по нему "может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны".