Игорь Пальмин, отметивший в прошлом году 80-летие, - своего рода летописец "другого искусства". Он дружил со многими из его творцов и снимал их в мастерских, в быту, на выставках и застольях. Владимир Немухин, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, Владимир Янкилевский, Олег Целков - их работы принимались функционерами в штыки, а самих авторов считали агентами врагов-капиталистов. Благодаря скандальной выходке Хрущева (не стесняясь в выражениях, он раскритиковал работы аванградистов) вошла в историю экспозиция в Манеже в 1962 году. Вернисаж 22 января 1967 года был закрыт через два часа, в 1968 году - через 15 минут. "Бульдозерная" выставка в лесопарке 15 сентября 1974 года продержалась полчаса. Прошло немало времени, прежде чем нонконформистам разрешили изредка устраивать экспозиции - например, в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ.
А западные коллекционеры охотились за такими картинами, и Пальмин даже клеил на продажу альбомы с фотографиями популярных "там" художников. Позже советский "второй авангард" получил признание и отечественных искусствоведов. Работы тех, кого запечатлела камера Пальмина, хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже, Русском и Пушкинском музеях, музеях современного искусства Москвы и Нью-Йорка, а также во многих государственных и частных собраниях мира. Выпущены десятки монографий и сборников репродукций.
На выставке в Воронеже представлены кадры с талантливым гулякой Анатолием Зверевым, рисунки которого ценил Пикассо, с "наследником" супрематистов Эдуардом Штейнбергом и апологетом поп-арта Евгением Рухиным, с одним из родоначальников московского концептуализма Виктором Пивоваровым и лидером этого направления Ильей Кабаковым.
- В фотодневнике Игоря Пальмина для меня важны прежде всего параллели и пересечения судеб художников, рассказ об "институте" послевоенного коллекционирования авангарда - на снимках есть самый крупный советский коллекционер авангарда Георгий Костаки, а также Татьяна Колодзей и Леонид Талочкин, Соломон Шустер и Евгений Нутович. Именно они и такие, как они, сохранили этот ставший музейным срез искусства - он наряду с соцреализмом характеризует время и повествует о нем, - отметил инициатор и организатор воронежской выставки, директор галереи "Х.Л.А.М." Алексей Горбунов. - Отражена здесь, конечно, и неизменность общепринятого отношения к "другому искусству". Квинтэссенция этого отношения - знаменитое высказывание Хрущева в 1963 году: "У нас художники - они как шпионы… Сами нарисуют, а потом не понимают, что нарисовали. Зашифровали, значит, так… И они вместе собираются… капелька по капельке… как поток целый. И говорят, что они наши друзья. У нас таких друзей… Берия, Ежов, Ягода - все это ягодки одного поля… Поэтому надо следить… орган иметь. Меч нашего социалистического государства должен быть острым. <…> если мы будем щуриться и делать вид, что не замечаем, как у нас под боком провокации под маской художники устраивают, то никакая умная резолюция не поможет…"
Выставка фотографий Игоря Пальмина "Среди художников" в галерее "Х.Л.А.М." открыта до 20 марта ежедневно с 16.00 до 20.00 часов по адресу: ул. Депутатская, 1. Вход свободный. Телефон: (473) 276-38-55.
Справка "РГ"
Игорь Пальмин родился в Сталинграде в актерской семье. Вырос и окончил университет в Воронеже, работал в промышленной геологии, фотографом в областной газете "Молодой коммунар" и оператором на местной телестудии. Переехав в Москву, стал сотрудником Центрального телевидения СССР. С 1971 года Пальмин сделался "свободным художником". Снимал для журналов "Декоративное искусство" и "Творчество", сотрудничал с советскими и зарубежными издательствами. Славу ему принесли серии фотографий архитектуры.