27.02.2014 06:34
    Поделиться

    В Новосибирске откроется завод по переработке золы

    В Новосибирске будет построен первый в регионе завод по переработке золошлаковых материалов (ЗШМ). По оценкам экспертов, их применение в строительстве позволит снизить себестоимость жилья. Как в сибирских регионах сегодня используют отходы предприятий и угольных станций, выясняли корреспонденты "РГ".

    Золу - в дело

    О том, что в Новосибирской области появится первый завод по переработке ЗШМ, на заседании профильной рабочей группы межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) сообщила председатель совета директоров компании "Стройпроект" Инна Свечникова. По ее данным, инвестиции в строительство предприятия, которое будет перерабатывать 300 тысяч тонн золы ТЭЦ в год, составят 650 миллионов рублей. При норме рентабельности в 67 процентов проект должен окупиться за 45 месяцев.

    - Вопрос с финансированием решен, 85 процентов - это средства одного из чешских банков, пятнадцать процентов - собственные. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о реализации подобных проектов в Красноярске, Улан-Удэ и Екатеринбурге, - рассказала Свечникова.

    По оценкам экспертов, использование ЗШМ в строительстве позволит на десять-пятнадцать процентов снизить себестоимость жилья. С самим сырьем в сибирских регионах проблем, мягко говоря, нет. По данным МАСС, сегодня на территории СФО накоплено уже более полумиллиарда тонн золошлаков, и ежегодно золоотвалы прирастают на двенадцать миллионов тонн. Лидеры по "производству" золы в макрорегионе - Кемеровская, Иркутская и Омская области.

    Примеров же использования этого сырья пока немного, но, по оценкам специалистов, ситуация меняется к лучшему.

    - В ряде регионов ощущается оживление, чего раньше не было. Так, новосибирский опыт вертикальной планировки территорий успешно применяется в Омске. С интересом смотрят на это в Кемерове и Иркутске, - говорит Виктор Шевцов, руководитель рабочей группы МАСС по обращению с золошлаками.

    Широкому же использованию ЗШМ в строительстве и дорожном хозяйстве, по его словам, во многом мешает неверное представление о золошлаках как о промышленных отходах.

    - Это в корне неверно. По закону, наши золошлаки относятся к побочным продуктам угольной энергетики. Если же употреблять термин "отходы", то тогда нужно в обязательном порядке определять их класс опасности, а это повышенные сложности со штрафами и налогообложением, которые затрудняют использование золошлаков в хозяйственной деятельности. Кроме того, это порождает мифы о том, что золошлаки вредны, радиоактивны и так далее. Могу сказать одно - испытания, которые мы провели во всех регионах в лабораториях Росприроднадзора, показали, что радиоактивность на золоотвалах в три-четыре раза ниже ПДК, ниже даже, чем в черте города, - уверяет Виктор Шевцов.

    Поэтому на запуск крупного завода в Новосибирске в ассоциации возлагают немалые надежды. Напомним, что еще в 2011 году МАСС подписала соглашение по утилизации и безопасному использованию золошлаковых отходов с департаментом по науке и технологии правительства Индии, и именно индийский опыт (страна входит в число мировых лидеров по объемам использования ЗШМ) лег в основу многих сибирских проектов.

    Помпеи по-омски

    Особенно остро проблема переработки отходов, в первую очередь - с предприятий энергетики, стоит в Омске. Недавний скандал, связанный с выпадением "черного снега" на улицах города (предположительно причиной стали выбросы омской ТЭЦ-5) вновь напомнил о том, что мощнейшая в Западной Сибири станция - еще и крупнейший потребитель высокозольного казахстанского угля.

    Так, ориентация советских энергетиков на экибастузский уголь, зольность которого достигает сорока процентов, обернулась серьезными проблемами. Несмотря на постоянную модернизацию фильтров, полностью исключить выпадение золы невозможно - зимой станция сжигает тринадцать тысяч тонн угля в сутки, и только ТЭЦ-5 на сегодняшний день накопила уже 35 миллионов кубометров тонн золы.

    Перспективы перевода станции на более качественный кузбасский уголь или вовсе на газ периодически обсуждаются уже много лет (еще в феврале 1998 года было подписано постановление губернатора "О переводе ТЭЦ-5 и крупных котельных промышленных предприятий на газовое топливо", - "РГ"), однако эти расходы региону не по карману.

    "Перевод потребовал бы коренной реконструкции котельного оборудования, систем топливоподачи и организации хранения угля. Стоимость подобной реконструкции составляет сорок процентов от стоимости строительства новой ТЭЦ. Кроме того, стоимость российского угля с учетом доставки в 2,1 раза выше цены экибастузского", - сообщили корреспонденту "РГ" в энергокомпании.

    Газовое же топливо в последние годы дорожает столь стремительно (в среднем - на пятнадцать процентов, в то время как уголь - на пять), что переводит вопрос об его использовании на ТЭЦ-5 исключительно в теоретическую плоскость. И поэтому площадь золоотвалов будет расти и дальше.

    Эксперименты по использованию золы, и небезуспешные, в Омске проводятся уже давно. Так, в октябре прошлого года в пригороде был сдан в опытную эксплуатацию участок автомобильной дороги с использованием золошлаковых материалов. Как говорят в Сибирской автомобильно-дорожной академии (именно ее специалисты разработали и утвердили "Стандарт использования ЗШМ в дорожном строительстве"), в щебеночную смесь, на которую укладывается асфальт, добавлено десять процентов золы. По расчетам ученых, это позволит улучшить эксплуатационные свойства дороги и продлить срок службы покрытия. Испытания участка новой дороги продлятся до мая этого года, после чего, возможно, дело сдвинется с мертвой точки и новую технологию распространят по всему региону.

    Кроме того, в августе 2014-го на ТЭЦ-5 запланирован запуск установки сухого отбора золы - она будет обеспечивать сырьем новый цементный терминал. Напомним, что на ТЭЦ-4, где подобная установка действует уже несколько лет, в прошлом году удалось направить на переработку более семидесяти тысяч тонн золы. По оценкам специалистов, потенциал у "бросового" сырья огромный, однако пока налоговое законодательство, к сожалению, никак не стимулирует его использование.

    Перерабатывать энергичнее

    В Кемеровской области переработкой ЗШМ сейчас активно не занимаются - в регионе хватает других проблем. Но и здесь есть позитивные изменения. Кузбасс, который называли в свое время и всесоюзной кочегаркой, и свалкой отходов, сегодня, по мнению заместителя губернатора по природным ресурсам и экологии Нины Вашлаевой, уже уверенно движется к совершенно другому имиджу.

    - За последние три года вредные выбросы в атмосферу области снизились в среднем на три процента - с 1 614 тысяч до 1 566 тысяч тонн, - говорит Вашлаева. - Метан, который составляет половину выбросов, все чаще используют для получения тепловой, электрической энергии и моторного топлива. Кроме того, в прошлом году в области было введено достаточное количество газо-очистных установок, закрыта первая площадка алюминиевого производства в Новокузнецке, что, несомненно, улучшило экологическую ситуацию. Кроме того, там ввели газоочистную установку с почти стопроцентным КПД: она улавливает фториды - самые опасные выбросы, сопутствующие выпуску алюминия.

    Вместе с тем рост добычи угля, главным образом - открытым способом, оставляет проблему отходов достаточно острой. Хотя вскрышные породы, объемы которых превышают пять миллиардов тонн, относятся к пятому классу опасности. По сути, это полезные ископаемые. Правда, физико-механические свойства не всегда дают возможность использовать их для отсыпки дорог, благоустройства территории и других целей. Сегодня половину этих пород закладывают в выработанное пространство - внутренние отвалы, а половина, увы, размещается во внешних. Но в любом случае, уверена Нина Вашлаева, считать Кузбасс мусорной свалкой из-за наличия отвалов - это не совсем корректно.

    Следующим этапом может и, как считают специалисты, должно стать развитие проектов по утилизации свалочного биогаза. Начало было положено в 2012 году: на закрытой рекультивируемой свалке в Новокузнецке запустили первую за Уралом пилотную установку по извлечению метана. Спроектировали и изготовили ее специалисты кафедры техногенных и вторичных ресурсов Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) и регионального экологического центра, изучив американский и украинский опыт. Пробурив восьмиметровые тестовые скважины для сбора газа, специалисты начали работу, которая продолжалась в течение всего 2013 года. Но результаты эксперимента можно смело использовать на любом полигоне, которых в Сибири насчитывается более ста. Надо только учесть, что биогаз из мусора начинает выделяться не сразу, а только через пять лет после открытия свалки. К слову, в развитых странах Запада полигоны ТБО не принимаются в эксплуатацию без установок по переработке газа.

    Комментарий

    Екатерина Волынкина, заведующая кафедрой техногенных и вторичных ресурсов СибГИУ:

    - Предприятия - переработчики отходов производства не должны (да и не могут) существовать без государственной поддержки. В Кузбассе, конечно, действуют местные законы, предусматривающие льготы и субсидии. И сегодня на территории области работает уже более шестидесяти предприятий по переработке бумаги и ветоши, старой бытовой техники, поли-этилена, отходов строительства и других, объединившиеся в региональную отраслевую ассоциацию. Но жизнь доказывает, что региональных мер недостаточно: из пяти открывшихся предприятий сегодня четыре закрывается практически сразу же.

    Поделиться