Его выбор обычно небезупречен и довольно часто необъясним. Выбирая себе фаворитов, он то и дело проходит мимо подлинных талантов. Венчая фильмы, он то и дело оставляет за бортом как раз картины, которые составят историю кинематографа. Поэтому пока "Оскар" вершит свои приговоры, пресса и публика выносят свой вердикт "Оскару" - список его прегрешений перед кинематографом растет с каждым годом.
В этом материале мы суммировали только часть обвинительных заключений, разбросанных по печатным изданиям мира. И для начала напомним о талантах мирового кино, признанных широкой публикой, обласканных прессой, но еще ни разу не получавших Академических премий.
Брэд Питт к своим 49 годам номинировался на "Оскара" трижды - за "12 обезьян", "Загадочную историю Бенджамина Баттона" и за фильм "Человек, который изменил все", - но так ни разу и не победил.
Джонни Депп номинирован тоже три раза - за"Пираты Карибского моря", "Волшебную страну" и мюзикл "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит". Восторги публики, хорошие сборы и - ни одной премии.
Леонардо ДиКаприо спустя двадцать лет после своей первой номинации регулярно штурмует кинематографический Олимп, и его туда регулярно не впускают. Даже "Титаник" с его 14 номинациями проплыл мимо - актер, сотворивший половину успеха картины, не попал даже в номинанты.
Харрисон Форд сыграл в кино более 80 ролей, среди них такие культовые, как Индиана Джонс или Рик в "Бегущем по лезвию бритвы", или завоеватель галактик Хан Соло в "Звездных войнах". Но "Оскара" 71-летний актер так и не завоевал.
Роберт Дауни-младший, актер безупречный, харизматичный, умный и тонкий, сыгравший культового Шерлока Холмса, тоже ни разу не удостоился внимания академиков.
Билл Мюррей, редчайший пример комедийного актера с умными глазами и тонкой организацией, достиг 63 лет, но даже не надеялся завоевать главную награду Америки. Он был номинирован только однажды - за фильм "Трудности перевода", но проиграл.
Джулианна Мур номинировалась 4 раза - за "Ночи в стиле буги", "Конец романа", "Часы" и "Вдали от рая". Она получала актерские призы Берлинского кинофестиваля и трижды - Венецианского. Академики остались непреклонны.
Ричард Бертон был номинирован на "Оскар" за лучшую мужскую роль семь раз, в том числе за главные роли в фильмах "Кто боится Вирджинии Вульф", "Беккет" и "Шпион, который пришел с мороза", но ему так и не посчастливилось унести с собой хотя бы одну статуэтку.
Питер О'Тул, недавно ушедший из жизни, прославился многими шекспировскими ролями и работами в фильмах "Лоуренс Аравийский", "Дублер", "Правящий класс", "Калигула", "Как украсть миллион", "Лев зимой", был 8 раз номинирован на "Оскара", но ни разу его не получал. И только в 2003 году его творчество было увенчано почетной Академической премией - как говорится, за вклад в киноискусство.
Альфред Хичкок, которого теперь считают основоположником целого направления в кинематографе, создателем одного из любимых киножанров, номинировался на "Оскара" пять раз, но ни разу его не получил.
Гленн Клоуз шесть раз номинировалась, но ни разу не победила.
Том Круз трижды был номинантом "Оскара", но безрезультатно, хотя у него есть три "Золотых глобуса".
Рэйф Фанс номинировался дважды - статуэтку не получил ни разу.
Мирна Лой, покорявшая целые поколения своей экзотической внешностью и актерским обаянием ("Лучшие годы нашей жизни", "Великий Зигфелд"), сыграв более полутора сотен ролей от "Бен Гура" 1925 года до "Аэропорта-1975", ни разу не номинировалась и только в 1991 году была удостоена почетного "Оскара". Актрисе было уже далеко за восемьдесят, она тяжело болела и приняла награду у себя дома, сказав кротко: "Вы сделали меня счастливой, спасибо".
Из крупных режиссеров никогда не номинировались на "Оскара" Тим Бертон, Брайан Де Пальма, Стэнли Донен, Блэйк Эдвардс, Джон Франкенхаймер, Рубен Мамулян, Пол Мазурский, Фридрих Мурнау, Сэм Пекинпа, Бастер Китон, Спайк Ли, Фриц Ланг, Анджей Вайда.
Никогда не номинировались на Академическую премию такие суперзвезды и действительно хорошие актеры, как Брюс Уиллис, Ричард Гир, Джон Кьюсак, Джим Керри, Стив Бушеми, Хью Грант, Изабелла Росселлини, Миа Фэрроу, Мэрилин Монро, Дональд Сазерленд, даже любимый актер Фрица Ланга Питер Лорре, ставший "лицом" многих картин золотого фонда кинематографа.
Номинировались, но так и не были признаны лучшими режиссерами Чарли Чаплин, Орсон Уэллс, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Роберт Олтмен, Джон Кассаветис, Эрнст Любич, Джордж Лукас, Дэвид Линч, Сидни Люмет, Терренс Малик, Алан Пакула, Артур Пенн, Отто Преминджер, Герберт Росс, Ридли Скотт, Кинг Видор, Питер Уир...
История "Оскара" изобилует примерами, когда побеждал фильм, который уже через год никто не мог вспомнить, а картины, ставшие вехами в кинематографе и его вечно живой классикой, ему проигрывали. Так, в 1953 году ныне хрестоматийный мюзикл Стенли Донена "Поющие под дождем" вообще не был номинирован, а премию получило всеми забытое "Величайшее шоу на земле" Де Милля. В 1936 году "Оскара" получил в номинации "Лучший фильм" средний мюзикл "Великий Зигфелд", причем в том же году вообще не номинировались "Новые времена" Чаплина. В 1941 году "Как зелена была моя долина" победила такие шедевры, как "Гражданин Кейн" и "Мальтийский сокол".
Вечные казусы происходят с номинацией "Лучшая режиссура". Так, в 1959 году "Головокружение" Альфреда Хичкока, ныне признанное лучшим фильмом всех времен и народов (что тоже более чем спорно), проиграло посредственному мюзиклу Винсенте Миннелли "Жижи". Необыкновенно трудным был выбор лучшего режиссера в 1969 году: академики предпочли Кэрола Рида, снявшему популярный и очень хороший мюзикл "Оливер!", Стенли Кубрику с его "2001: Космической одиссеей". Еще более очевиден пример 1981 года, когда без награды уехал Мартин Скорсезе с фильмом "Бешеный бык", а премию получил Роберт Рэдфорд за "Обыкновенных людей". В 1982 году картина "Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега" Стивена Спилберга показалась академикам слабее по режиссуре, чем боевик Уоррена Битти "Красные". И уж совсем неказистым кажется случай 1980 года, когда фильм Копполы "Апокалипсис сегодня" проиграл картине Роберта Бентона "Крамер против Крамера". Но время и здесь все поставило на свои места.
В 1998-м Хелен Хант в немудреной комедии "Лучше не бывает" обыграла Джуди Денч, гениально сыгравшую королеву Викторию в фильме "Миссис Браун". Как саркастично заметила великая Кэтрин Хэпберн, "Оскара" получают хорошие актеры - но за плохие роли".
Среди великих фильмов, номинированных на "Оскара", но его не заслуживших, назовем такие, как "Птицы" (только 1 номинация), "Шарада" (1), "Китайский синдром" (4), "Малхолланд драйв" (1), "Великий диктатор" (5), "Мсье Верду" (1), "Мотылек" (1), "Лолита" (1), "Великолепная семерка" (1), "Мальтийский сокол" (3), "Марафонец" (1), "Манхэттен" (2), "Психо" (4), "Реквием по мечте" (1), "Семь" (1), "Белоснежка и семь гномов" (1), "Забавная мордашка" (4), "42-я улица" (2), "Женщина французского лейтенанта" (5), "Империя солнца" (6), "Беспечный ездок" (2), "Великая иллюзия" (1), "Горбун Собора Парижской богоматери" (2), "Таксист" (4), "Тонкая красная линия" (7), "Быть или не быть?" (1), "Шоу Трумена" (3), "12 разгневанных мужчин" (3), "Мост Ватерлоо" (2), "Свидетель обвинения" (6)...
И наконец, великие фильмы, которые вообще не были номинированы на "Оскара":
"Огни большого города", "Новые времена" (Чаплин), "Большой Лебовский", "Подручный Хадсакера" (братья Коэн), "Бешеные псы" (Тарантино), "Аптечный ковбой", "Лицо в толпе", "Франкенштейн", "Уроды", "Гильда", "Почтальон всегда звонит дважды", "Королева Кристина","Рио Браво", "Ревущие 20-е" (у нас - "Судьба солдата в Америке"), "Слуга", "Сияние", "Кинг Конг" (1933), "Леди исчезает", "Прикосновение зла", "М", "Метрополис" (Ланг), "Перекресток Миллера"...
А теперь решайте сами, стоит ли относиться к "Оскару" слишком серьезно. Это игра, вселенская игра, большая рулетка - не более того.