Открывая заседание, министр обороны Сергей Шойгу напомнил, что расходы на оборону "будут только расти", и в этих условиях документ "позволит наладить прозрачную, жесткую и эффективную систему контроля".
В то же время еще несколько лет назад ситуация была далека от идеала. "В рамках контрольных мероприятий Счетная палата вынуждена была отмечать низкий уровень такой работы", - рассказала в своем выступлении глава Счетной палаты Татьяна Голикова. В предыдущий период система внутреннего контроля была практически полностью разрушена, с сожалением подчеркнула она.
Почему так произошло? Были ликвидированы действовавшие ранее в рядах Вооруженных сил финансовые инспекции, основу которых составляли специалисты с военным финансовым образованием, "имеющие значительный опыт работы".
Голикова озвучила данные, полученные в ходе проверки исполнения федерального бюджета за 2012 год. "Из ответов на вопросник комплексной оценки внутреннего аудита следует, что средняя оценка по минобороны пока составляла 3,63 балла, при средней оценке по всем главным администраторам средств федерального бюджета - 4,25. Министерство обороны заняло 64-е место из 111", - проинформировала она.
При этом, заметила Татьяна Голикова, если бы такой аудит существовал, то большинства нарушений можно было бы избежать. В итоге же получилось, что большинство проступков выявляли не внутренние, а внешние органы финансового контроля.
В то же время сегодня вопрос о контроле над расходованием бюджетных средств приобрел высокий общественный статус. "А с учетом перехода к новой системе госзакупок, а также к программному принципу формирования бюджета, значимость аудита эффективности многократно возрастает", - считает Голикова.
Кроме этого, в 2013 году внесены изменения и в Бюджетный кодекс. Так, например, с июля начала действовать статья, посвященная внутреннему финансовому контролю и аудиту.
Глава Счетной палаты напомнила, что контролю подлежат соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, а также меры, которые предпринимаются для экономии выделенных средств. В свою очередь, внутренний аудит оценивает надежность такого контроля, а также подтверждает - правильно или нет расходовались выделенные государством средства.
Проверки, которые провела Счетная палата касались инвестиций, порядка планирования и исполнения гособоронзаказа, уточнила Татьяна Голикова после заседания коллегии. "Были вскрыты финансовые нарушения, связанные с заключением договоров, финансирование по которым существенно превышало запланированные в бюджете ведомства цифры. Обнаружены объемы незавершенного строительства на сумму более 300 миллиардов рублей. Договоры по ним были заключены, но в отсутствие финансового обеспечения, не были реализованы", - привела она один из примеров.
Впрочем глава Счетной палаты подчеркнула, что подготовительная работа о воссоздании внутреннего аудита в минобороны уже велась в 2013 году. "Силами ведомства уже воссоздана внутренняя финансовая служба, пусть ее численность пока всего 350 человек, но это уже серьезный задел для того, чтобы проводить внутренние финансовые проверки", - резюмировала она.