01.03.2014 10:34
    Поделиться

    Любовь и драма Борислава Брондукова

    137 ролей в кино, всеобщая любовь, страшная болезнь и… полное забвение. Это все - о Бориславе Брондукове, народном артисте Украины, которому 1 марта исполнилось бы 76 лет.

    На все руки мастер

    Брондуков родился в небольшом украинском селе Дубовая (согласно переписи 2001 года там оставалось 152 жителя) Полесского района Киевской области. При рождении его назвали Болеславом. Но так как такого украинского имени нет, в метрику записали Бронислав. Уже впоследствии сам Брондуков стал называть себя Борислав. Но когда друзья и близкие называли его Борис, Броня и даже Брондучок, он не обижался.

    Удивительно, но во многом актерская судьба Борислава Брондукова схожа с появлением в профессии Семена Фарады. Фарада вовсе не мечтал стать актером. Хотел пойти по стопам отца и поступить в Бронетанковую академию имени Сталина. Но там, помимо хороших знаний, необходимо было обладать отличной физической подготовкой - иметь по легкой атлетике хотя бы второй разряд. Юный Семен не мог этим похвастаться. Документы пришлось забрать. И так как молодому человеку уже было все равно, где учиться, он пошел в Бауманский институт. И именно там увлекся игрой в студенческом театре. А когда его призвали в армию, то он возглавил эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота и выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров в Балтийске.

    Из армии Семен Фарада вернулся с двумя рекомендательными письмами: к режиссеру Юрию Завадскому и уже знаменитому тогда эстрадному исполнителю Аркадию Райкину. Но, по настоянию мамы, он все- таки окончил Бауманку, после которой начал работать инженером-механиком по котельным установкам в Министерстве энергетики и электрификации СССР. В свободное время Семен Фарада занимался в эстрадной студии-театре при МГУ вместе с Александром Филиппенко, Геннадием Хазановым, Михаилом Филипповым, Марком Розовским… На рубеже 60-70-х ХХ века Фараду пригласили работать в Москонцерт и начали снимать в кино.

    Брондуков, учившийся в школе очень хорошо (у него была только одна четверка - по химии), также в юности хотел овладеть серьезной профессией. И после окончания школы подал документы в Киевский автодорожный институт. Но баллов для поступления у него не хватило. Поэтому пришлось идти учиться в строительный техникум. После его окончания, молодой Борислав устроился на работу в ремстройтрест Печерского района. "У них была бригада, занимавшаяся ремонтом старых квартир, - рассказывала жена актера Екатерина. - Бронечка вспоминал, что опыт, полученный тогда, пригодился в жизни". Так, уже став известным актером, Борислав предпочитал делать все своими руками. Мог что угодно починить, смастерить. "Я обувь лет пятнадцать в мастерскую не сдавала, - вспоминала супруга. - Пока Бронечка не заболел, сам все чинил. А еще он великолепно шил! Да-да! Брюки, сумочки спортивные. Сядет за машинку и строчит. А строчечки такие аккуратненькие выходят!" И готовить Брондуков очень любил. Особенно ему удавались плов и домашние колбаски.

    Устроившись на работу на завод "Арсенал" (флагман украинской оборонной промышленности), Брондуков начал играть в народном театре заводского Дома культуры. Как-то театр пригласили выступить на сцене Национальной консерватории. Брондуков играл Голохвастова в спектакле "За двумя зайцами". На этот спектакль пришел ректор театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский. Тогда он и "положил" глаз на начинающего актера. Через некоторое время Борислав случайно услышал по радио, что впервые в театральном институте набирают студентов на кинофакультет. Недолго думая, он понес туда свои документы. Но на приемную комиссию молодой человек не произвел впечатления. Внешность не подходящая! - констатировали строгие педагоги. И тогда за Борислава вступился Николай Заднепровский, который также присутствовал на экзаменах. Он попросил почитать монолог Голохвастова. Борислав прочитал, и каждый из преподавателей наперебой стал приглашать его к себе на курс. Среди них был и Виктор Ивченко, заявивший: "Он пойдет ко мне на кинофакультет". Так Брондуков начал свой путь в кино.

    Афоня не достался, но царя сыграл

    Дебютировал Брондуков в 1962 году в картине Сергея Параджанова "Цветок на камне".

    У этой картины печальная судьба. На съемках трагически погибла актриса Инна Бурдученко. Случилось это в Донбассе, где проходили съемки. В одной из сцен героиня Инны спасала из горящего барака знамя. К несчастью, деревянный барак обрушился. Снимавшийся в массовке шахтер Сергей Иванов бросился спасать Инну и вынес ее из барака, сам получив сильные ожоги. Актрису отправили в больницу , но у нее оказались ожоги, не совместимые с жизнью (было обожжено 78 % кожи, кроме лица, которое Инна прикрыла руками). Спасти молодую женщину пытались всем миром. Много доноров сдали для актрисы кровь и кожу. Но все оказалось напрасно, Инна умерла. Она была на третьем месяце беременности. За этот трагический случай режиссера Анатолия Слесаренко привлекли к уголовной ответственности и осудили на четыре года. Работу продолжил Сергей Параджанов, который сменил первоначальное название картины "Так никто не любил" на "Цветок на камне".

    После дебюта, Брондуков стал много и часто сниматься. Как и Фарада, он стал гением эпизода. "Его это совершенно не смущало, - вспоминала впоследствии жена Екатерина. - Бронечка считал, что лучше удачно сыграть маленькую роль, нежели через весь фильм пройти серой мышкой. Он часто отказывался от сценариев, выбирая только тот материал, который его "цеплял". Говорил: "Катюша, вот увидишь, этот эпизод я сделаю блестяще". Знаете, он даже не мечтал о какой-то большой роли. У меня было впечатление, что он торопится все успеть". И успевал. Не смущаясь играл недотеп, проходимцев и алкоголиков. Играл трогательно, смешно и достоверно. Каждый зритель узнавал в нем того, кого хотел: соседа Колю, слесаря Васю, участкового Петра Ивановича... Такими же органичными, народными актерами были Никулин, Папанов, Демьяненко.

    Пожалуй, единственной его ролью, которая выбивалась из череды простых парней, стала роль Николая II в фильме режиссера Тимофея Левчука "Семья Коцюбинских", снятой на киностудии Довженко в 1970 году.

    Через пять лет друг Борислава Леонид Осыка задумал снимать на киностудии Довженко лирическую комедию " Афоня". И он сразу отвел Брондукову главную роль Афанасия Борщова. Но потом этот проект отдали "Мосфильму" и им занялся Георгий Данелия. Афоней стал Леонид Куравлев. Брондукову предложили эпизод. Но в итоге игра киевлянина так впечатлила Данелию, что он дописал еще несколько сцен с его участием. И Федул стал народным любимцем.

    Данелия и потом не отпускал Брондукова от себя, снимая его то в "Мимино", то в "Осеннем марафоне" . Наверняка многие помнят чудаковатого человека в шляпе, который начинает, регулируя ситуацию на улице, заламывать руки кому попало. Типичный представитель ушедших в прошлое ДНД - добровольных народных дружин.

    "Положили глаз" на Брондукова и Леонид Гайдай , и Эльдар Рязанов. Роль незадачливого жениха в "Гараже" - незабываема.

    Опасный партнер

    Самая долгоиграющая роль Брондукова - инспектор Лестрейд из сериала "Приключения Шерлока Холмса" (1979-1986) Игоря Масленникова. Персонажа из полиции Скотланд-Ярда Брондуков исполнил в 11-ти сериях, причем везде разговаривал чужим голосом. Украинский говор Брондукова не сочетался с чисто английским персонажем, поэтому сначала актера озвучивал Игорь Литвинов с "Ленфильма", а затем украинский артист Анатолий Юрченко). Но зато Брондуков очень любил импровизировать. На съемках картины "О бедном гусаре замолвите слово" Брондуков даже спорил с Эльдаром Рязановым по поводу своей роли, и в результате переспорил. Грозный Рязанов, не терпящий возражений от актеров, уступил и даже извинился. Тоже самое было и в сериале про английского сыщика.

    "Есть сцена, когда мой Шерлок Холмс приходит под видом матроса, а инспектор его останавливает и, угрожая пистолетом, говорит: "Ты все мне скажешь!" И когда Холмс снимает бороду и обнаруживает себя, Лестрейд вдруг начинал, как сумасшедший, хохотать, - делился воспоминаниями актер Василий Ливанов, признаваясь, что был обескуражен такой, не прописанной в сценарии, но очень яркой реакцией Брондукова. - Он был блестящий импровизатор, и в этом смысле - опасный партнер. Совершенно неожиданно мог так повернуть сцену, так сыграть, такой ход предложить уже во время съемок, что нужно было быть все время начеку".

    "Какой нахал!"

    Свою первую супругу Марину Бронислав Брондуков встретил на съемках фильма "Бурьян". Она была звукооператором. Поженились они быстро. Но буквально через месяц актер понял, что у Марины не все в порядке со здоровьем. Она часто оказывалась в больнице. У нее диагностировали психическое заболевание. Брондуков сильно переживал, а потом запил. Супругов развели через суд. По сути, вместе они прожили всего один месяц. В то время Брондукову было 30 лет.

    А потом он встретил Екатерину, молодую девушку, мечтающую стать актрисой, которая стала его музой, путеводной звездой и самым близким человеком на свете в последующие 35 лет.

    "Познакомились мы случайно в аэропорту "Жуляны", - рассказывала Екатерина. - Я провожала свою подругу-режиссера в Черновцы. Вдруг видим, в зал входит Иван Миколайчук, а рядом с ним идет маленький человек и несет огромный чемодан. Думаю, наверное, носильщик. Миколайчука я, конечно, сразу узнала. У меня даже была открытка с его портретом, которую за 8 копеек купила в киоске. Иван был таким красавцем. Я только собиралась поступать в театральный институт, а моя подружка уже училась на первом курсе. Она подбежала к Ивану, разговорилась с ним, а я скромно присела на скамеечке. И тут ко мне подсел Бронечка. Причем, сразу он мне не понравился, думаю: "Боже, какой нахал!" Брондуков был немного подшофе, поэтому вел себя свободно. Позже я узнала, что тогда его душевное состояние было на грани катастрофы. Он только-только по медицинской справке развелся с первой женой".

    Около года молодые люди жили вместе, не заботясь об официальных отношениях. Но потом отец Екатерины предложил сыграть свадьбу. "Помню, композитор Володя Губа одолжил нам на свадьбу 300 рублей, - продолжает Екатерина. - Вот на них мы и погуляли в моем домике в Быковне. Были Иван и Маричка Миколайчуки, Юрий Ильенко, Кость Степанков. В общем, все наши. Платье в магазине я не смогла купить. Маричка подарила мне кусок гипюра, и моя свекровь пошила скромное беленькое платьице. Голову я украсила цветочками. На Бронечке был праздничный костюм. Правда, он был у них один на двоих с Леней Осыкой. Кто из ребят шел на торжественное мероприятие, тот и надевал костюм. В общем, особых церемоний не было, в ЗАГС мы поехали на трамвае".

    Деньги от бандитов

    Последние годы жизни Брондукова с болезнью, лишениями и почти полным забвением поразительно похожи на судьбу Семена Фарады.

    В 1988 году Фараде сделали операцию на сердце (у актера был порок сердца), поставив искусственный клапан. Операция прошла успешно, и долгие годы Семен Львович чувствовал себя хорошо и даже играл в футбол.

    Беда пришла в 2000 году. В июне умер близкий друг Семена Львовича Григорий Горин. На следующий день у Фарады случился обширный инсульт, в результате которого нарушилась речь. Жена актера актриса Мария (Марина) Полицеймако, с которой Семен познакомился в театре на Таганке и которая родила ему сына Михаила, ставшего впоследствии также известным актером, вспоминала: "В кино Сема играл весельчаков, а в жизни, дома, часто был мрачнее тучи. Редко делился проблемами, все держал в себе. Иногда мы слышали по ночам, как он всхлипывает. В душе у него была пустота и одиночество от того, что друзья-актеры, с которыми в жизни многое было пережито, редко его навещали".

    После курса лечения в санатории, актер, впрочем, пошел на поправку, но… Спустя полтора года после инсульта Семен Львович сломал шейку бедра. По иронии судьбы причиной этому стал любимый пес Фарады - овчарка по имени Рик, которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по квартире. Последовали три операции. А после них - второй инсульт. От которого он уже не оправился.

    Первый инсульт у Брондукова случился в 1984 году, после съемок в картине Николая Мащенко "Карастояновы". Его жена вспоминала, что Брондуков так играл на площадке трагедию, что ей показалось, что сейчас он умрет. " Может, следующих инсультов и не случилось бы, - рассказывала Екатерина. - Помню, за месяц до второго инсульта Бронечка подошел ко мне, обнял и прошептал: "Ласточка моя! Я так устал! Смертельно устал!"

    Брондуков почувствовал себя плохо на железнодорожном вокзале, когда спешил на съемки в Питер. Его сразу же привезли домой, он еще сам смог подняться на четвертый этаж. Пришел и сказал жене: "У меня очень болит голова". А вечером - второй инсульт. Три дня актер пролежал в коме. "Я ночевала с ним в больнице на одной койке, -рассказывала жена. - Кормила его, помогала ходить. И он выкарабкался. Только сильно ухудшилось зрение".

    В 1997 году Брондуков сыграл в своем последнем фильме "Хиппиниада, или Материк любви". После этого случился третий инсульт. Ему сделали операцию - удалили гематому головного мозга. Поначалу актер даже разговаривал, но потом, по воспоминаниям супруги, у него случился приступ эпилепсии. "Через три недели приступ повторился, потом еще и еще, - рассказывала Екатерина. - Броня стал слабеть, терять речь. А вскоре совсем замолчал"...

    Екатерина Петровна увезла мужа в свой дом в Быковне (село под Киевом). Надеялась, что на природе он пойдет на поправку. Она заботилась о нем, как о ребенке: носила на себе, мыла в саду.

    Но супруг слабел с каждым месяцем. Врачи в село не приезжали, лишь звонили по телефону и интересовались самочувствием. С материальной точки зрения все тоже было очень печально. Пенсия была минимальная - меньше тысячи рублей. Еще тысячу присылали из Москвы. Жена рассказывала, что счет, открытый для желающих помочь Брондукову, пополнялся вяло. Один раз к женщине приехали настоящие бандиты. Екатерина испугалась, но те пожали ей руку, оставили деньги и ушли.

    Однокурсница Брондукова по театральному институту Раиса Недашковская потом в одном интервью расскажет: "Когда я поехала к Брондуковым в Быковню незадолго до его смерти, он уже давно не мог говорить. Но все слышал и понимал. Я села рядом с ним и говорю: "Боренька, ты помнишь, как мы с тобой пели?" И затянула нашу любимую. Он заплакал". " Когда мы встретились с Борей в последний раз, он еле узнал меня, - говорил сценарист Виктор Мережко. - Катя пару раз ему повторила: "Это Витя, Витя", а когда он узнал, то сел на кровать и без слов заплакал. А я плакал от бессилия помочь дорогому человеку, и мы оба тогда понимали, что эта встреча - прощание".

    "Все случилось у меня на глазах…"

    Борислава Брондукова не стало 10 марта 2004 года. Свое 66-летие он пережил на 9 дней. Кстати, Семен Фарада скончался в возрасте 75 лет. Перед смертью его квартиру в Москве обокрали. Исчезли все сбережения, который актер откладывал на свое лечение. Воров так и не нашли.

    "Это случилось у меня на глазах,- вспоминала жена Брондукова Екатерина.- Три дня муж находился в коме, а в последние минуты жизни открыл глаза, посмотрел на меня с сыном Богданом. Рот скривился, но сказать ничего он так и не смог. Он боролся за жизнь до последнего…"

    Похоронили актера на Байковом кладбище в Киеве рядом с такими же выдающимися и рано ушедшими Леонидом Быковым и Иваном Миколайчуком…

    Екатерина по-прежнему живет в своем родном селе . Замуж она после ухода любимого мужа не выходила. Говорит, что другого мужчину не мыслит рядом с собой. Много времени посвящает внукам - Зое и Иллариону. Двое сыновей Брондуковых не смогли повторить счастливый пример семейной жизни родителей. Братья женились на девушках, приходящихся друг другу родными сестрами, и оба разошлись. Но невестки не запрещают бабушке заботиться о любимых внуках.

    Поделиться