Памятник Александру Абдулову открыли в Югре

Ханты-Мансийск - это северное Сочи.

На такое сравнение натолкнул обозревателя "РГ" гендиректор Фонда кино Антон Малышев, который приехал на Север, на открытие фестиваля "Дух огня", прямо с зимней Олимпиады. Антон Владимирович высказался в духе того, что, когда видишь такие города, радуешься за нашу страну. И тут же подумалось о том, что и в Ханты-Мансийске - центре Югры - проходят крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта - биатлону, бобслею и другим, и этот же город славен своей культурной составляющей, важную часть которой занимает кинофестиваль "Дух огня". О программе и конкурсе фестиваля "РГ" уже предварительно писала. Как и о том, что 12-й по счету фестиваль посвящен нефти и работе нефтяников. Тема и была обыграна на церемонии открытия. Уже в фойе центра "Югра-Классик" стояли стенды с афишами, на которых значились 10 любимых фильмов нефтяников. Для того, чтобы сформировать эту внеконкурсную программу, среди представителей отрасли провели специальный опрос. В итоге в программу вошли любимые классические картины - от "Белого солнца пустыни" до "Бриллиантовой руки".

В зале на сцене стояли барабаны, стилизованные под цистерны с нефтью. Призы, которые выносили, располагались на них, а не на специальных подставках, как обычно. Ведущие церемонии - студенты, режиссер и актриса, Андрей Смирнов и Анастасия Цой -с лицами раскрашенными "нефтью" на боевой манер, произносили текст о том, что нефть, как и Пушкин - наше все, и среди прочих, представляли новый приз киносмотра, учрежденный нефтяниками.

По окончании церемонии собравшимся показали фильм-открытия. На этот раз, вопреки правилам, им стала картина документальная: "Последствия: мир без нефти" производства США. Сделана она в модном жанре "мокьюментари" - то есть показывает события вымышленные - каким бы был мир, если бы вдруг исчезла нефть. Перестали летать самолеты, окончилось бы электричество, закрылись бы больницы... Однако картина, которая начинается, как катастрофа, продолжается в мажорном ключе. Топливо начинают добывать из водорослей, люди переходят на натуральное хозяйство, мегаполисы зеленеют, на крышах каменных домов цветут зеленые сады...

Впрочем, большинство Ханты-Мансийских зрителей этого не увидели, потому что, как оказалось, им неинтересно, что думают о мире без нефти американцы. Вот если бы это было наше мюкъюментари. Половина зала ушла с показа, вторая - во время показа. И только избранные остались посмотреть продемонстрированный после замечательный мультфильм "Мой личный лось", отмеченный в Берлине - устроители фестиваля большие молодцы, что привезли его в Ханты-Мансийск. Тем более, что в этих краях существует легенда об особенном волшебном лосе, у которого шесть ног, и он передвигается с невиданной скоростью...

Зрителям же в Ханты-Мансийске была интересна часть первая церемонии открытия. Любимые артисты, режиссеры, операторы и другие кинодеятели. Андрей Смирнов, Эммануил Виторган, Сергей Шумаков, Елена Яковлева (особо теплый прием), Станислав Говорухин, Борис Хлебников, Владимир Котт, Ренат Давлетьяров, Алена Хмельницкая, французы - Серж Аведикян и Жоэль Шапрон и другие. И самое большое внимание, конечно же, главному событию церемонии - открытию в холле центра "Югра - Классик" памятника Александру Абдулову. Памятник не все время будет стоять на этом месте - когда потеплеет, определятся, куда его перенести. А пока работа скульптора Алексея Благовестнова, отлитая в Италии миланскими мастерами, вызвала у многих слезы на глазах. Скажу честно - макет памятника, который представили в Ханты-Мансийске несколько лет назад на одном из фестивалей, не был столь впечатляющ.

Скульптору удалось передать некую надорванность, взъерошенность, метания и поиск актера, и при этом - его глубокое внутреннее одиночество. Ну а то, что Александр Абдулов, его жизнь и работа достойны хорошего памятника - это даже не обсуждается.

Президент фестиваля, кинорежиссер Сергей Соловьев, открывая скульптуру, сказал так:

- Для меня и скульптора сейчас - важный момент в жизни. Еще после несправедливого раннего ухода Саши мы говорили о том, что нужно поставить ему памятник. И все задумались - хорошо ли это. А я всегда знал, что это - необходимо!

Абдулов был креативным директором нашего фестиваля, он любил все югорские места. Мы с Абдуловым каждый раз провожали тут зиму и встречали весну - это стало традицией.

Ставить памятники - дело неблагодарное У каждого в голове был свой Саша. И главное, что сообразил скульптор Алексей Благовестнов - это то, что не надо делать Сашу для всех. Важно было сделать того Сашу, которого мы любили и понимали. Он был при всей своей коммуникабельности человеком очень одиноким и неприкаянным.

В памятнике и передано это благородство Сашиной одинокой личности в перенаселенном людьми мире вокруг него.

Благовестнову также удалось передать Сашину необыкновенную красоту - недаром отливали памятник в Милане, где изготавливают скульптуры для музеев в Ватикане.

После Сергей Александрович отметил, что хорошо, что Абдулов "стоит среди своих". Режиссер имел в виду - не только присутвующих, но и тех, кто изображен на портретах, развешанных на стенах. Дело в том, что параллельно с памятником и фестивалем, Сергей Соловьев открыл собственную выставку фотографий "Жизнь со скоростью одна сотая секунды". И эта выставка - вовсе не прихоть мастера, жаждущего славы. Соловьев признался в том, что на сегодняшний день фотография для него важнее, чем кинорежиссура. В этих работах он предстал как фотохудожник, потому что его работы можно назвать полноценными картинами. Олег Янковский, Павел Лунгин, Андрей Смирнов, Татьяна Друбич, Адель Экзаркопулос (Соловьев открыл эту актрису еще до автора скандальной картины "Жизнь Адель" Абделлатифа Кешиша), студенты мастера и другие...Многослойные фотокартины с использованием различных техник живописи. Выставку эту можно посмотреть и в Москве - в Югру приехала лишь ее часть.

Из важных события открытия 12-го фестиваля "Дух огня" следует также отметить специальный памятный приз, врученный к 95-летию ВГИКа - ведущего киновуза страны. Награду - "Гору самоцветов" вручили ректору ВГИКа Владимиру Малышеву.

- Похоже я сделал столько же сколько нефтяники - пошутил Малышев-старший, выйдя на сцену. Учитывая то, что к юбилею вуза в Москве выстроено новое просторное здание, слова Малышева многие из присутствующих, восприняли всерьез.