Речь идет фактически только о пиве. Хотя, конечно, некоторые спиртные напитки разливают в тару объемом в полтора литра. Например, это медовуха, некоторые алкогольные коктейли. Но они в розничной сети не так уж сильно распространены.
Законопроект с такой инициативой внесен в Госдуму и направлен в Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Ограничения касаются около 80 процентов продаж пива, которое сейчас как раз в пластиковые бутылки и разливается. Запрет первоначально вступит в силу в отношении продукции с содержанием этилового спирта более 6 процентов, а с 1 мая 2017 года - в отношении всего рынка алкоголя.
Дешевизна пластиковой тары способствует доступности для населения алкоголя и ведет к росту его потребления, утверждает в пояснительной записке к проекту его автор Виктор Звагельский, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
С депутатом не согласился Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. Прежде чем пытаться дальше ограничивать потребление спиртного, надо, наконец, понять психологию потребителя, считает он. "У человека есть норма, конкретный объем для конкретного состояния гармонии души, - сказал Дробиз корреспонденту "РГ". - И он эту норму обеспечит в любом случае, даже если поднять цену на спиртное. И, уж тем более, если ограничивать объем продаваемой жидкости".
И действительно, определенная опасность есть. Люди, которым раньше вполне было достаточно 1,5 литра, будут вынуждены покупать минимум два.
Дробиз полагает, что уже действующие меры по ограничению потребления алкоголя не дали эффекта именно в связи с тем, что потребитель идет на поводу у своих физических потребностей. А если они не совпадают с его финансовыми возможностями, он обращается к более дешевой бутылке. В конце этого пути - суррогат. И тут уже появляется риск не только для здоровья, но и для жизни. "Народ все меньше пьет легального продукта, все больше суррогатного и контрафактного. А утверждение о том, что дешевая тара приводит к алкоголизации населения, голословно", - сказал Дробиз.
Эксперт подчеркнул, что в России пиво стоит в 5-6 раз дороже, чем на Западе, если учитывать разницу в доходах населения. У нас самая дешевая бутылка пива стоит 30 рублей, в Европе - 30 евроцентов, и это при том что минимальная зарплата во многих европейских странах превышает тысячу евро, а пустую бутылку можно сдать за половину стоимости непочатой. Так что по уровню цен на легальный алкоголь россияне надежно защищены от злоупотребления спиртным.
Справка "РГ"
В прошлом году россияне выпили около 10 миллиардов литров пива, из них 5 миллиардов литров они купили в стеклянной таре, около 2,5 миллиарда - в пластиковой и около 2 - в алюминиевых банках. Еще около 0,5 миллиарда литров было продано в розлив. На упаковку свыше 1,5 литров приходится более 2 миллиардов литров, или около 80 процентов пива в пластиковой таре.