03.03.2014 13:42
    Поделиться

    Новосибирские колонии заплатят за смерть ВИЧ-инфицированного

    Более чем в десять раз снизила апелляционная инстанция Новосибирского областного суда размер компенсации, которую получит от двух колоний мать умершего ВИЧ-инфицированного: с 700 до 60 тысяч рублей. Однако прецедент все же создан: на систему исправительных учреждений впервые возложена гражданская ответственность за гибель больного осужденного.

    28-летний Сергей Руденко освободился условно-досрочно 16 июля 2012 года. Его мать Галина Руденко, встретив сына у ворот лечебно-исправительного учреждения №10, едва не потеряла сознание: Сергей был похож на скелет, обтянутый кожей, и едва мог двигаться. Через три дня он умер в туберкулезной больнице.

    Спустя полтора года, в ноябре 2013-го, Калининский районный суд взыскал в пользу Галины Руденко 700 тысяч рублей. Полмиллиона, по решению суда, должна была выплатить исправительная колония №8, где с 2009 года содержался Сергей, еще 200 тысяч - ЛИУ №10. Суд опирался на данные судебно-медицинской экспертизы, которая была проведена Бюро СМЭ в Санкт-Петербурге. Эксперты выявили целый ряд дефектов в оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированному осужденному. В частности, в ИК №8 медицинский контроль за состоянием здоровья Сергея Руденко практически не осуществлялся, отсутствовал необходимый диспансерный учет, диагностические обследования проводились не должным образом и не в полном объеме. Кроме того, осужденный не получал антиретровирусную терапию. Невысоко оценили питерские эксперты и помощь, оказанную Сергею Руденко в ЛИУ №10, куда его направили только спустя две недели после первых жалоб на ухудшение здоровья. Врачи этого исправительного учреждения не смогли распознать туберкулез, начавшийся у ВИЧ-инфицированного, и не назначили специализированное лечение. "При должном оказании медицинской помощи прогрессирование ВИЧ-инфекции могло быть отсрочено", - указано в заключении.

    В колониях, конечно же, с выводами экспертов и Калининского суда не согласились. С точки зрения тюремных медиков, их вины в смерти Сергея Руденко нет: ВИЧ-инфекция в принципе подразумевает печальный конец, тем более у наркозависимого пациента. "Мы в первую очередь исполняем наказание, и только потом лечим", - вскользь было брошено кем-то из представителей пенитенциарной системы. По словам представителя ИК №8, Сергей Руденко… отказался от положенной ему антиретровирусной терапии, так как не обратился к врачам с соответствующим заявлением. "Да ему никто и не предлагал написать такое заявление!" - негодует мать, которая постоянно была на связи с сыном. По ее словам, она лично возила ему в колонию витамины, которые у нее принимали с большой неохотой - якобы дурно влияют на самочувствие осужденных.

    - Ни о каком отказе от антиретровирусной терапии говорить в данном случае нельзя, - уверена представитель Галины Руденко, юрист Юлия Стибикина. - Врач в колонии должен был разъяснить осужденному все плюсы и минусы такой терапии и получить либо информированное согласие, либо письменный отказ. Но этого не было - Руденко просто-напросто никто не занимался.

    Решение Калининского суда представители колоний обжаловали, и Новосибирский областной суд значительно снизил размер компенсации матери погибшего. С учетом принципов "разумности и справедливости" 50 тысяч заплатит ИК №8, 10 тысяч рублей - ЛИУ №10. Тем не менее, считает Юлия Стибикина, прецедент создан - на колонии возложена гражданская ответственность за здоровье тех, кого пытаются исправить за колючей проволокой. И не исключено, что в ближайшем будущем к колониям будут поданы новые иски - от других пострадавших от тюремной медицины.

    Между тем, по мнению заместителя главврача областного "Центра СПИД" Юрия Соколова, в региональной системе исполнения наказаний нет проблем с ВИЧ-инфицированными осужденными, которые обеспечены и врачебными консультациями, и необходимой терапией. "Проблема, возможно, только в том, что таких пациентов много и они не вполне исполнительные", - предположил Юрий Соколов. Точную цифру ВИЧ-положительных осужденных в Новосибирской области Юрий Соколов назвать отказался, но ясно, что речь идет о тысячах людей: всего в области 21269 ВИЧ-инфицированных, и только в январе 2014 года было зарегистрировано 159 новых случаев.

    Поделиться