02.03.2014 23:26
    Поделиться

    Рособрнадзор подготовил список 126 вузов, исключенных из реестра

    Куда не надо поступать абитуриентам
    Рособрнадзор подготовил список 126 вузов и филиалов, чьи лицензии исключены из реестра с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 года.

    Большинство - негосударственные учебные заведения, но есть в перечне и филиалы госвузов. Например, филиалы Кубанского госуниверситета, Российского госуниверситета туризма и сервиса, Новосибирского государственного технического университета. Среди негосударственных вузов в списке больше всего филиалов Современной гуманитарной академии, Волгоградского института бизнеса. "Отсутствие лицензии означает, что организация не имеет права вести обучение, по окончании которого выдается документ об образовании", - говорится в официальном разъяснении ведомства.

    В Рособрнадзоре подчеркнули, что список составлен для того, чтобы помочь абитуриентам.

    - Я бы посоветовал им посмотреть сайт вуза, в который они хотят поступать, поинтересоваться проходным баллом, материально-технической базой учебного заведения. Иными словами, убедиться, что занятия будут проходить не в трехкомнатной квартире жилого дома, как это было в одном из брянских филиалов, - рассказал "РГ" руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов (см. "РГ" от 25.02.2014).

    По словам Кравцова, показатели хорошего вуза - развитая инфраструктура, наличие диссертационных советов, общежитий, большой библиотечный фонд, возможность прохождения международных стажировок.

    Как стало известно, распоряжениями Рособрнадзора приостановлены действия лицензий Брянского филиала Московского института рекламы, туризма, шоу-бизнеса, Института деловых коммуникаций. В отношении последнего, а также Кавказского светского института подготовлены исковые заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензий.

    К сожалению, сегодня закрыть плохой вуз или филиал очень сложно. На судебные дела уходит масса времени и сил. В Госдуме есть законопроект, который предусматривает, что прав у Рособрнадзора может стать больше и закрыть плохой вуз или филиал ему будет проще.

    По мнению ректора РУДН и главы ВАКа Владимира Филиппова, сейчас в России слишком много учебных заведений, которые дают некачественное образование.

    - Да, филиалы приносят вузам прибыль, но сейчас ректоры должны выбирать - или зарабатывать, или сохранять репутацию своего вуза. Второе гораздо важнее, - уверен Владимир Филиппов. - При закрытии филиалов есть только одна опасность: нельзя лишать возможности студентов в регионах получить образование в филиалах заочно или в вечерней форме.

    - Если закроются такие филиалы, есть опасность оставить без образования большое количество молодежи, - говорит ректор РУДН. - Надо осторожно подходить к закрытию филиалов российских вузов за рубежом. Они не только дают образование, но и помогают сохранить русский язык.

    Справка "РГ"

    Всего в списке неэффективных вузов и филиалов, который подготовило в 2013 году минобрнауки, было 373 учебных заведения. 23 из них - государственные вузы. Уже ясно, что в следующем году таких будет гораздо меньше.

    Комментарий

    Вадим Панов, писатель:

    -Проблема с нашими вузами, безусловно, сложная. Поскольку в нашей стране, особенно в столицах, много организаций, именующихся высшими учебными заведениями, но при этом не дающих академических знаний, необходимых для получения реального высшего образования. Подобные организации, между прочим, обязаны давать эти знания.

    Совершенно понятно, что государственные органы в лице, допустим, минобрнауки, обязаны поддерживать уровень образования на соответствующем качественном уровне. Оберегать нас от получения диплома Заборо-строительного государственного университета - их функция. Остановить свору встающих на коммерческие рельсы бывших ПТУ, ныне именующих себя университетами, не в силах министерства, а вот отозвать лицензию - всегда пожалуйста.

    В мое время все ВУЗы контролировались государством и поэтому качество образования было на высоте. Я сам закончил МАИ. Если бы я закончил Арбузо-литейный институт или купил бы диплом в переходе, у меня вряд ли получилось реализовать себя в интересных для меня областях. Дело в том, что высшее образование дает не только знания, но и ставит систему мышления. Так сказать форматирует голову. Настоящий институт выпускает людей, умеющих думать. И с этой точки зрения советская система образования была самой передовой. Причины можно долго перечислять, но одна из самых сильных сторон советского вуза - это жесткий отсев. В институте конкурс на место всегда был несоизмеримо высоким по сравнению со средними специальными учебными заведениями.

    Сегодня можно обойти все трудности, имея необходимые средства. За деньги можно купить практически все. От двойника, который пойдет за тебя сдавать экзамен, до самого настоящего, неподдельного диплома. К такому явлению, как покупка "бумажек", сейчас почему-то не принято относиться как к преступлению. Возможность приобрести любую "корочку" по сути является катастрофой для нашего общества. Сложно только подумать, сколько врачей, инженеров, экономистов и прочих "профессионалов" купило диплом и влияет на наше общество самым непосредственным образом. Самый яркий тому пример - летчик не так давно упавшего самолета, у которого, как выяснилось, не было необходимого образования.

    Этот случай очень показателен. Ведь обнаружился человек, попавший в систему, по всей видимости, случайно, без диплома. Многие осознали, к чему приводят махинации в сфере образования. Кстати говоря, можно только гадать, сколько таких летчиков, де-факто не освоивших навыков вождения самолета, купили диплом в переходе и продолжают работать "по специальности".

    Видимо, наши граждане не понимают, что в получении высшего образования мухи от котлет не отделяются. Диплом нельзя купить, также как нельзя купить знания.

    Подготовил Александр Мирошниченко

    Поделиться