03.03.2014 23:45
    Поделиться

    Эксперт: Гарантированно защититься от хищения средств с карты нельзя

    Все больше россиян оплачивают покупки банковскими картами, свидетельствуют результаты исследования MasterIndex от MasterCard. За последние три года доля держателей карт, которые используют их только для получения наличных, сократилась более чем вдвое. А доля тех, кто расплачивается карточкой раз в неделю и чаще, за три года увеличилась вдвое и достигла 41%. Из них 7% платят картами каждый день, 22% - несколько раз в неделю, 12% - раз в неделю. Реже раза в неделю расплачиваются картами 34% держателей пластиковых карт.

    Обладатели карт, использующие их исключительно для получения наличных, объясняют это привычкой расплачиваться "живыми" деньгами (82%). Также респонденты отмечали, что им трудно контролировать расходы, расплачиваясь картой (52%). При этом 34% сказали, что не любят отдавать свою карту кассиру или официанту, опасаясь мошенничества. Опасения эти небезосновательны, причем угроза расстаться с хранящимися на карте деньгами есть не только когда карта передается третьему лицу, но и когда ей пользуется сам владелец.

    По данным ACI Payment Systems, за последние пять лет с мошенничеством по картам сталкивались 37% держателей карт в США, 31% в Великобритании, 30% в Китае, 18% во Франции, 11% в Швеции и 10% в Германии. В 2012 году платежные системы MasterCard и Visa предупредили банки США о возможной утечке данных о 10 миллионах пластиковых карт в связи с нарушением системы безопасности. Крупнейшая утечка о владельцах пластиковых карт произошла в 2008 году - тогда хакеры похитили информацию о 130 млн карт. По данным "Лаборатории Касперского", за 2013 год с киберугрозами, нацеленными на получение доступа к онлайн-счетам, в мире столкнулись 62% пользователей. В России число пострадавших даже выше - 74%.

    Особенно активно в прошлом году создавались вирусы для фишинга, кражи данных кредитных карт и хищения денег с банковских счетов - их число увеличилось почти в 20 раз (с 67 банковских троянцев на начало года до 1321 к концу). В октябре прошлого года был отмечен рост случаев заражения мобильных телефонов вредоносной программой, которая переводит мошенникам деньги с банковских карт абонентов. При этом в отличие от прошлых смс-троянцев новый вирус позволял похищать деньги не с мобильного телефона, а с банковского счета жертвы. Механизм довольно простой - мошенники рассылали смс-собщения с гиперссылками, открыв которые пользователь скачивал себе вредоносную программу. Без участия владельца она может запрашивать баланс, пополнять счет с банковской карты, привязанной к номеру, а также переводить деньги со счета абонента на счета мошенников.

    - Самым популярным видом мошенничества с банковскими картами является скимминг, - рассказал руководитель отдела по расследованию компьютерных инцидентов "Лаборатории Касперского" Руслан Стоянов. - Это связано и с относительно несложными и недорогими технологиями производства скиммингового оборудования, и с несовершенством российского законодательства, и с недостаточной грамотностью пользователей. Безусловно, банки принимают все новые методы защиты своих клиентов. Так, сейчас в России все больше пользуются популярностью чипованные карты, до недавнего времени эта технология считалась едва ли не панацеей от скиммеров. Однако, если карта имеет также магнитную полосу, чип не спасет. При этом большинство людей не в состоянии определить наличие скиммера на банкомате. Современные скиммеры устанавливаются под панель банкомата, внутрь приемника карт - это делает их незаметными даже для профессионалов, не говоря о среднестатистическом пользователе.

    Также, по словам Стоянова, популярным методом кражи денег со счетов является фарминг, когда с помощью троянских программ киберпреступники получают реквизиты доступа к веб-банкингу. Весьма распространен и фишинг - смесь вредоносных технологий и социального инжиниринга, с помощью которой пользователь перенаправляется на поддельный сайт, где он вводит свои реквизиты, которые становятся доступны злоумышленникам. При этом участие пользователя практически не требуется. Гарантированно защититься нельзя, утверждает Стоянов. По его словам, далеко не все банки могут позволить себе дорогостоящие технологии защиты. Также банки в основном принимают меры против хорошо известных угроз, с которыми им уже приходилось сталкиваться, а остальные остаются без должного внимания. В результате финансовые организации становятся отличной мишенью для злоумышленников, которые находят все новые и новые уязвимости системы.

    Мошенничество - не единственная угроза остаться без денег, если полагаться только на пластик. Так, во время февральских событий на Украине ряд банков (Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, "Надра" и др.) ввели временные ограничения на снятие наличных в банкоматах. Украинские информагентства также сообщали, что в магазинах стали возникать проблемы с оплатой картами через платежные терминалы.

    - Если наш турист едет в страны, подобные Украине (в свете последних событий), мы рекомендуем не пользоваться картами - возможность их использования стремится к нулю, - сказал вице-президент по развитию розничного бизнеса "С банк" Павел Шубин. - Такие страны будут являться высокорискованными в плане мошеннических операций по картам. Также иногда могут возникать проблемы с самим пластиком - карты ломаются, размагничиваются (хотя такие случаи уже скорее редкость - множество карт имеют чип). Кроме того, не стоит исключать возможность кражи карты. Поэтому советуем рассчитывать не только на пластик - всегда иметь при себе и наличные деньги.

    Эксперты считают, что россияне не готовы к полному переходу на безнал и психологически. До сих пор многие снимают деньги с карты для того, чтобы оплатить через терминал телефон или Интернет. "Безналичные платежи для граждан должны стать дешевле и удобнее наличных, должна быть создана широкая инфраструктура, получение платежной карты - стать простым и доступным, ее использование повсеместным, на рынке помимо карт должны присутствовать и электронные деньги, и мобильные платежи, и их разнообразные гибриды и пр.", - считает директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилен Ли. По словам руководителя департамента маркетинга и развития розничного бизнеса Совкомбанка Натальи Васильевой, ожидать достаточного развития инфраструктуры, которая бы позволила жителю нашей страны забыть про наличные в бумажнике, следует как минимум через несколько лет. "Для того чтобы для нас стала привычной картина, когда в небольшом поселке городского типа пенсионер покупает хлеб на рынке по карте, необходимо подождать еще несколько лет. Но есть абсолютная уверенность, что такое время наступит", - сказала эксперт.

    Поделиться