Новости

04.03.2014 00:45
Рубрика: Общество

Денег на лечение хватит

Текст: Дмитрий Борисов (исполнительный директор НП "Равное право на жизнь")
В ближайшие годы минфин планирует существенно сократить расходы на здравоохранение. Если в 2012 году бюджет системы здравоохранения составлял более 500 млрд руб., то в 2015-м он может уменьшиться до 338 млрд руб. Дефицит средств по региональным программам госгарантий бесплатной медицинской помощи в 2012 году составил 164 млрд руб.

Кроме того, со 161 млрд руб. в 2013-м до 72,7 млрд к 2015 году планируется сократить финансирование госпрограммы развития здравоохранения по разделу "Специализированная медицинская помощь", к которой относится и онкология. По мнению чиновников, недостающие средства могут быть восполнены за счет ГЧП.

Во всем мире ГЧП в здравоохранении является нормальной практикой. Его суть заключается в разделении финансовых рисков между государством и пациентом в случае необходимости в медицинских услугах. В первую очередь речь идет о дорогостоящей диагностике и лечении. Попытки развития ГЧП в России предпринимаются, но, к сожалению, пока назвать эти действия эффективными нельзя. Проблема в том, что вместо усилий по развитию системы добровольного медицинского страхования, кредитных схем, софинансирования лечения государство предпочитает привлекать частные клиники к выполнению лечебно-диагностических мероприятий по программам обязательного медицинского страхования (ОМС). Если в районной поликлинике нет, например, необходимого диагностического оборудования, пациента направляют в частную клинику, где это оборудование есть.

Частные клиники все активнее участвуют в лечении пациентов по ОМС. Если в 2012 году таких клиник было около 600, то сегодня их уже 1600. Однако ГЧП в его нынешнем формате не носит системного характера. Например, частная клиника, оказывающая онкологическую помощь, привлекается не на весь лечебный процесс, а на отдельные его участки - диагностику, фрагмент лечения и т.д. - и не несет ответственности за общий результат. После разового обращения в частную структуру пациент все равно вынужден возвращаться в систему государственного здравоохранения.

Работающую модель ГЧП можно выстроить, усилив контроль со стороны государства за действиями коммерческих ЛПУ, создав адекватную схему маршрутизации пациентов. Возможно, стоит внимательнее изучить позитивный опыт добровольного медицинского страхования, накопленный зарубежными системами здравоохранения. Механизм добровольного медицинского страхования призван снизить финансовое бремя пациента. На примере Германии, Франции, США мы видим, насколько удачным может быть такое партнерство и как повышается эффективность медицинской помощи с привлечением средств, вкладываемых гражданами в добровольное медицинское страхование. Государство при этом финансирует определенный объем услуг, а необходимые дополнительные средства поступают из страхового фонда. Это позволяет существенно повысить финансовую эффективность медицинской помощи, аккумулировать ресурсы и снизить расходы населения. Работает принцип коллективного участия: тот, кто нуждается в помощи сейчас, получает ее в полном объеме и в значительно большей сумме, чем стоимость страховки.

Кстати, расходование средств, которые отдаются в частный сектор, трудно проконтролировать - у Росздравнадзора недостаточно полномочий для контроля финансовых потоков. А ведь зачастую деньги, поступающие в частные медицинские учреждения, расходуются не на оказание помощи, а на организацию питания, клининг и т.д. Больные же при этом не застрахованы от внесения дополнительных средств в кассу частной клиники. В итоге пациент не выигрывает ничего от обращений в коммерческий сектор здравоохранения.

Впрочем, нередко сами пациенты, сталкиваясь с необходимостью получения квалифицированной медицинской помощи и не всегда получая ее в должном объеме, не знают, что их конституционное право нарушается. Эти ситуации оказываются в сфере внимания некоммерческих пациентских организаций. Они оказывают поддержку больным в сфере соблюдения их прав, информируют о том, какие бесплатные услуги обязано предоставлять государство. Так, мы уже в течение восьми лет организовываем для пациентов с онкологическими заболеваниями консультации медицинских экспертов, оказываем бесплатную информационную, юридическую и психологическую поддержку. Мы выступаем за создание действительно работающей системы ГЧП, за счет которого вся система здравоохранения может получить дополнительные финансовые средства, а бремя финансирования будет рационально разделено между государством и самим пациентом. Это, несомненно, скажется на качестве и доступности лечения.

В России лишь несколько страховых компаний разрабатывают программы добровольного страхования здорового населения на случай возникновения онкологического заболевания. Например, один из ведущих российских страховщиков выпустил полис, который позволит человеку получить оперативную помощь в организации лечения и финансовую поддержку при онкологическом заболевании. Каждый гражданин в возрасте до 55 лет может приобрести такой полис без предварительного медицинского обследования. При заключении договора страхования можно выбрать объем страховой выплаты: от 750 тыс. до 1,5 млн руб.

В случае диагностирования онкозаболевания клиент получает страховое возмещение, которое может потратить по своему усмотрению - на необходимые лекарства или обследования, на восстановительные процедуры или на содержание семьи в период своей болезни. Стоимость полиса составляет всего около 6 тыс. руб. в год для взрослого и около 12 тыс. руб. для семьи. Такое взаимодействие может стать успешной моделью ГЧП в здравоохранении, которая способна решить одну из самых острых проблем современного общества.

Общество Здоровье Правительство Минфин