В 2013 году Федеральная налоговая служба впервые получила от налогоплательщиков информацию о контролируемых сделках. В соответствии с новым законодательством о трансфертном ценообразовании, если в течение года совершались контролируемые сделки, налогоплательщик обязан сообщить об этом в ФНС. А налоговая служба имеет право начать по такому уведомлению проверку особого типа. По словам Михаила Мишустина, контроль за трансфертным ценообразованием станет для ФНС основным инструментом, позволяющим выявить новые схемы налоговой оптимизации. Особенно в том случае, если эти схемы используют низконалоговые юрисдикции и офшоры.
Определенные наработки в этом вопросе у налоговиков уже есть. Так, разработаны принципы противодействия схемам минимизации налога на прибыль через выплату завышенных процентов по займам, полученным от взаимозависимых офшорных компаний, так называемой контролируемой задолженности. Полномасштабный налоговый контроль за перемещением капитала в 2014 году станет одним из главных направлений работы налоговых органов, отметил глава Федеральной налоговой службы.
Для этого могут потребоваться скоординированные действия совместно с другими органами власти: таможней и МВД. Так, в 2013 году на 12% выросло количество проверок, которые налоговики провели совместно с органами внутренних дел. Доначисленные суммы по таким проверкам увеличились на 42% и составили 138 млрд руб. По результатам проверок компаний и граждан в следственные органы направлено 7,5 тыс. материалов, связанных с неуплатой налогов. Совместно с таможенниками ФНС провела 191 проверку, по результатам которых дополнительно начислено 45,5 млрд руб., признано необоснованным к возмещению НДС 25,3 млрд руб.
Рассказывая о налоговых сборах за прошлый год, Михаил Мишустин отметил, что замедление экономики отрицательно сказывается на поступлениях в бюджет. И эта тенденция продолжится и в 2014 году. В консолидированный бюджет страны в 2013 году поступило 11,3 трлн руб. - на 3,4% больше, чем в 2012 году. В федеральный бюджет поступило 5,4 трлн руб., что выше показателей 2012 года на 3,9%. "Эти результаты достигнуты, несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей. В частности, рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4% до 1,3%, промышленности - с 2,6% до 0,3%. Инвестиции в основной капитал после роста в 2012 году на 6,6% снизились на 0,3%. Сальдированный финансовый результат организаций в 2012 году вырос на 8,8%, а в 2013 году (январь - ноябрь) снизился на 15,6%, убытки выросли в 1,6 раза", - сообщил Михаил Мишустин.
По его словам, замедление экономики стало основным фактором, оказавшим влияние на поступление двух бюджетообразующих налогов - на прибыль и НДС. Поступления налога на прибыль в 2013 году в консолидированный бюджет составили почти 2,1 триллиона рублей, что на 12% меньше 2012 года, поступления по НДС - около 1,9 триллиона рублей (99% к уровню 2012 года).
Поступления по другим налогам выросли. Так, по налогу на добычу полезных ископаемых - на 4,7%, НДФЛ - на 10,5%, акцизов - на 22%. Рост поступлений по имущественным налогам составил 15%. Из них поступления по транспортному налогу, несмотря на введение льгот в регионах, выросли на 18%, по налогу на имущество физических лиц - на 26%. При этом в базу данных налоговых органов добавлено 348 тыс. объектов по налогу на имущество физических лиц, 1,7 млн объектов - по земельному налогу, 1,6 млн транспортных средств.
"Налоговая служба перевыполнила план по сбору налогов, при этом сделала это не "кошмаря" бизнес, а за счет улучшения работы с налогоплательщиками", - сказал присутствовавший на коллегии министр финансов Антон Силуанов. Это подтверждает статистика по проверкам. Поступления по камеральным и выездным налоговым проверкам выросли на 19%. При этом количество выездных проверок снизилось на 29%.
Однако независимые эксперты далеки от оптимизма. "Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что налоговые поступления за прошлый год выросли на 3,4% в годовом сопоставлении. Стоит понимать, откуда взялась эта цифра и почему она не очень-то внушительная: основным ростом показатель обязан просадке экономики страны и ослаблению курса российской валюты. То есть, откровенно говоря, налоговые органы особенными достижениями тут похвастаться вряд ли могут, - говорит аналитик Анна Бодрова. - Объем поступлений налога на прибыль в 2013 году сократился на 12%. Исходя из макроэкономических параметров, которыми Федеральная налоговая служба объясняет подобные результаты (падение объемов промышленного производства, спад в ВВП и прочее), можно ожидать, что и в 2014 году результаты по налоговым сборам окажутся на грани предыдущих отчетов. В целом все эти цифры были вполне предсказуемыми, и если планка сборов по налогу на добавленную стоимость примерно совпадает, то отчеты по налогу на прибыль очень расстраивают в основном отсутствием перспективы".
Тем не менее бизнесу стоить отметить один момент - государство взялось за установление более прозрачной схемы ведения бизнеса по части начисления фонда заработной платы и движения денежных средств, а также борьбы с офшорами. "В долгосрочном плане это позитивная тенденция. На мой взгляд, фискальная политика государства является эффективной и надежной, о чем свидетельствует рост более чем на 3% поступлений в бюджет, несмотря на практически нулевой рост поступлений от экспорта энергоресурсов", - говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.