Механизм платы инвестору распространится на все объекты соглашений

Поправки в концессионное законодательство, внесенные правительством РФ в Госдуму, вызвали большой резонанс среди экспертов и бизнес-сообщества. Применение платы инвестору по всем видам объектов концессионных соглашений, а не только применительно к автодорогам, проведение совместных конкурсов, возможность заключения прямых соглашений, которые упрощают процедуру смены недобросовестного частного партнера, - потребность в этих и других новациях зрела давно. Некоторые из этих поправок бизнес ждал уже несколько лет.

О необходимости продолжать работу по совершенствованию нормативной базы и закреплению института концессионных соглашений в деловой практике заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где обсуждался законопроект. "Правила реализации концессионных соглашений должны стать более четкими и более прозрачными, обеспечить дополнительную защиту прав инвесторов, в том числе за счет гарантий окупаемости вложений и права преимущественного выкупа объекта концессии, - отметил глава правительства. - Механизм платы инвестору распространится на все объекты концессионного соглашения, а не только на отдельные их виды, как это установлено сейчас. Их перечень должен стать открытым, и появится возможность заключения концессионного соглашения на основе так называемой частной инициативы".

Законопроект решает многие наболевшие проблемы, уверен партнер юридической фирмы Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Он считает, что само внесение поправок в Госдуму - это уже большой шаг, потому что надежда на их принятие у участников рынка почти иссякла. При этом в законопроекте есть "осечка", заявил юрист на заседании ТПП РФ. Документ предоставляет возможность заключить концессионное соглашение без конкурса, если частный инвестор выступает инициатором проекта, а сам проект соответствует требованиям публичного заказчика, и в течение 30 дней с момента публикации в Интернете не появляется других претендентов. По мнению экспертов, основная недоработка - возможность заключения соглашения без конкурсной процедуры, при условии отсутствия заинтересованности со стороны других игроков рынка. При этом информация о проекте публикуется на официальном сайте за 30 календарных дней. По мнению партнера юридической фирмы Gide Loyrette Nouel Александра Долгова, "30 календарных дней - это фактически 15-20 рабочих дней, что недостаточно для принятия решения об участии в крупных инвестиционных проектах". Эксперт видит два выхода - либо увеличить срок публикации, либо закрепить возможность публичного партнера, при необходимости его продлять.

Вопросы вызывает и частная инициатива. "Допустим, проектом заинтересовались одна-две компании, они подают заявление о готовности участвовать в конкурсе, - рассуждает Александр Долгов, - и, по смыслу этого положения, далее готовится конкурс. Будет ли он учитывать положения, которые содержатся в изначальном варианте частной инициативы? Или не будет? Если будет, то в какой степени?" Сергей Кабанов уверен, что необходимо предусмотреть возможность частичной компенсации расходов инвестора, выступившего с инициативой, на подготовку заявки и обоснование проекта, если компания не пройдет по конкурсу и проект достанется другой организации.

Много вопросов также вызывает положение законопроекта, связанное с введением платы концедента в отношении всех объектов соглашения (ранее относились только к автомобильным дорогам). В целом участники заседания считают поправку важной, тем более что такая норма давно применяется в мировой практике. Но в нынешней версии законопроекта есть некоторые недоработки. В частности, заместитель начальника отдела финансирования проектов Сбербанка России Михаил Потеряхин отметил, что, снимая ограничение применения платы концедента, закон одновременно накладывает ограничение на право концессионера вести какую-либо коммерческую деятельность при наличии в соглашении такой платы. "Запрет на оказание возмездных услуг при плате концедента непонятен. Если это связано с борьбой с лишними злоупотреблениями, то можно просто ввести дополнительные ограничения и согласования с концедентом, но формулировка "вы можете оказывать дополнительные услуги, но на безвозмездной основе" порождает ряд дополнительных вопросов и сложностей в дальнейшей реализации проектов", - отметил партнер EY Дмитрий Бабинер.

Кроме того, до сих пор не решен вопрос налогообложения платы концедента. По словам директора департамента исследований и организационно-аналитической деятельности Центра развития ГЧП Максима Ткаченко, часто концеденту приходится выплачивать концессионеру средства, исходя не только из того, какие эксплуатационные издержки он несет, но еще и продумывая, как ему покрыть привлеченные на проект деньги. По сути, плата концедента делится на две составляющие - инвестиционные и эксплуатационные. При этом вопрос о том, как плата концедента будет облагаться НДС, до сих пор трактуется неоднозначно. "Возможно, стоит в законопроекте прописать структуру платы концедента, чтобы в дальнейшем иметь возможность в Налоговом кодексе ввести норму о том, что инвестиционная составляющая НДС не облагается. Иначе получается не совсем справедливая ситуация", - полагает Ткаченко.