Эксперты выяснили, что в 2012 году 70% российских респондентов не сделали ни одной покупки напрямую у производителя товара. Это, кстати, почти соответствовало мировой практике: в среднем по миру в 2012 году напрямую у брендов закупались 35% интернет-пользователей. В прошлом году российских интернет-потребителей, игнорирующих собственные сайты производителей товаров, осталось всего 22%.
Как и во всем мире, в России люди объяснили свое желание общаться непосредственно с производителем двумя причинами: более привлекательными ценами по сравнению с ценами посредников и более широким ассортиментом. Конечно, такое значительное количество интернет-покупателей не перекочевало бы на родные сайты брендов, если бы последние не постарались для этого. Сегодня собственные интернет-магазины открывают лидеры в своих товарных категориях, такие как Zara или производитель электроники Apple. Еще пару лет назад и представить было сложно, что Zara c огромным количеством розничных магазинов пойдет в Сеть.
Кстати, одежда стоит на первом месте российского списка товаров, приобретаемых напрямую у производителей. На втором месте - бытовая электроника, на третьем - книги, музыка, фильмы и видеоигры. Продовольственные товары - третье место с конца списка, на последнем месте - товары для спорта и активного отдыха.
Если тренд будет и дальше набирать обороты, то встает вопрос: зачем вообще нужны будут ритейлеры? Однако эксперты не так однозначны в своих прогнозах.
"Онлайн-торговля - это большой, активно развивающийся рынок. Места на нем хватает всем, - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. - Здесь нет никакого противоречия между товаропроизводителями и сетями розничной торговли. Производителю, как правило, экономически нецелесообразно самому заниматься реализацией своей продукции в розницу, даже через Интернет. И имеющиеся примеры такой торговли скорее исключение из правила, зачастую они носят имиджевый характер. Они не определяют тенденции на рынке интернет-торговли. Поэтому спада продаж у ритейлеров по причине растущего интереса к покупкам у производителя я не предвижу".
С ним соглашается Филипп Лагута, владелец компании World Touristik: "Крупным производителям удобнее работать не напрямую с физическими лицами, а заключать контракты с ритейлерами. Это дает возможность наращивать объемы продукции и предусматривать определенные скидки. Конечно, если производство небольшое, то его собственники не пренебрегают никем - ни физическими лицами, ни посредниками, перепродающими их товар".
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", не считает повышение спроса на интернет-продажи от производителя каким-то глобальным трендом, он уверен, что исключить ритейл как в виде дистанционной, так и в виде традиционной торговли невозможно. "Механизмы продаж от производителя через Интернет актуальны для очень ограниченного ассортимента товаров. Я же не смогу йогурты покупать напрямую у компании "Данон" или молоко у "Юнимилк", -говорит эксперт. - Многие компании, которые занимаются производством относительно крупного и дорогого ассортимента, не имеют собственных розничных подразделений. Я могу предположить, что тенденция, о которой мы сейчас говорим, проявляется лишь в некоторых сегментах рынка".
По его словам, в последнее время в России начали развиваться форматы торговли, которые могут претендовать на статус "продажи от производителя". Это аутлеты. В классическом западном варианте аутлет - это торговый объект, где продаются непродовольственные товары со стоков производителей. Это попытка сократить количество звеньев в цепи "производство - потребитель". И такие форматы, будь они в электронном варианте, могут сейчас пользоваться большим успехом у потребителей. "Агрессивная ценовая политика в условиях достаточно низкого уровня жизни - это, безусловно, сильное конкурентное преимущество. Я думаю, что те выводы, которые следуют из отчета PwC, связаны в большей степени с достаточно сложной макроэкономической конъюнктурой. 2013 год был непростым для российского ритейла. Темпы роста этой отрасли снизились почти в два раза. Прогнозы на 2014 год тоже пессимистичные. На фоне спада в экономике весь потребительский рынок и в том числе ритейл будут находиться под давлением. В таких условиях потребители будут стараться подходить к покупкам рационально и искать лучшую цену".
А вот Игорь Руденский, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, считает, что рост объема покупок, совершаемых напрямую у производителей, свидетельствует о наличии проблемы перекоса в системе ценообразования в посредническом звене: "Часто посредники накручивают маржу, которая измеряется в сотнях процентов. Именно поэтому потребитель ищет пути, чтобы обойти посреднические звенья. И это сигнал посредникам: им пора наводить порядок в формировании цены товара. Если перепродавцы не будут реагировать на сигнал, то будут терять своего покупателя. Тем более что прямые закупки у производителей выгодны им самим, к примеру в области сельского хозяйства и производства продуктов питания".