Если немецкий ребенок не хочет поступать после окончания школы в университет, у его родителей не будет инфаркта или инсульта: в многовариантной системе профессионального образования ФРГ всегда есть шанс найти себя. Например, как у 16-летней Лизы Йоханссон.
После окончания неполной средней школы, не дающей права учиться в вузе, девушка выбрала профессию секретаря адвоката и нотариуса, вступив на путь "дуального профобразования".
Такое решение ежегодно принимает более полумиллиона немцев, причем не только выпускники школ, но и зрелые люди, решившие сменить профессию или повысить свой образовательный статус. Дуальным профобразование называется из-за тесного переплетения теории и практики. Его программа предусматривает посещение "профессиональных школ", подавляющее большинство которых - государственные, то есть находящиеся на балансе бюджетов отдельных федеральных земель. Главное условие приема в такую школу - письменное согласие какого-либо предприятия выделить место для практиканта и сопровождать его обучение. Получить его не так-то просто, но для Лизы это проблемой не было, ведь у нее в аттестате о неполном среднем образовании стояли только хорошие и отличные оценки. Сразу после того, как девушка разослала заявления, из адвокатских контор посыпались приглашения на собеседование.
Как рассказала "РГ" представительница Германской промышленно-торговой палаты Ульрике Фридрих, дуальное образование в ФРГ можно получить в сфере обслуживания, банковско-торговом секторе, на машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях, а также в прикладных отраслях. Желающие могут выбирать из 350 профессий, среди которых 250 - в промышленности и торговле. Ежегодно для практикантов открывают свои двери около 450 тысяч фирм.
Стандартный период дуального обучения - три года, хотя в зависимости от специальности полный курс может длиться от двух до трех с половиной лет. Для выпускников полных средних школ обучение может быть сокращено до года. В профшколах молодые люди изучают как школьные предметы, так и предметы, непосредственно связанные с их будущей специализацией. Причем, акцент делается на практическом обучении.
Хотя Лиза была новичком в профессии, стоила она фирме меньше, чем стандартная секретарь. По словам Ульрике Фридрих, в зависимости от предприятия практиканты-ученики получают от 300 до 1000 евро в месяц. Для работодателя это означает экономию средств, а для будущего специалиста - собственную зарплату уже в период обучения.
Обычно фирмы перенимают своих практикантов после окончания "профессиональной школы", так что безработица им не грозит. При условии, конечно, если они благополучно сдадут все экзамены, состоящие, как правило, из пяти частей и проводящиеся в конце обучения параллельно во всех региональных Торгово-промышленных палатах.
Обязательный экзамен - основы экономики и социологии. Остальные испытания разнятся в зависимости от выбранной профессии. Автомеханик, например, должен сдать экзамены "заказ на обслуживание", включающий консультацию заказчика, "принятие заказа", "автомобильная и гарантийная техника", а также "техническая диагностика". В некоторых профшколах ученики сдают и промежуточные экзамены.
Благодаря государственным сертификации и контролю обучение осуществляется по общим стандартным методикам, гарантирующим одинаково высокое качество профессиональной выучки. Поэтому у каждого выпускника профшколы есть равные шансы найти работу в любой федеральной земле Германии или поступить в вуз.
Именно благодаря дуальному образованию молодежная безработица в Германии - менее 9 процентов. Хотя предприятия должны платить своим практикантам зарплату, это стоящие инвестиции. Поскольку предприятие знает своего практиканта, а тот хорошо знает своего работодателя, возникает меньше трений в повседневной рабочей жизни: в период обучения фирма "подтачивает" сотрудника под себя. По словам председателя Восточного комитета немецкой промышленности Экхарда Кордеса, дуальное образование - мотор немецкого сектора малых и средних предприятий, которые растут и развиваются именно благодаря постоянному притоку новых хорошо обученных кадров.