Отметим, что соглашение четко обозначает условия оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы сотрудникам автотранспортных предприятий. Согласно ему, минимальная тарифная ставка установлена в размере 5554 рубля, то есть соответствует МРОТу без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Так, например, водитель автобуса марки "ЛиАЗ" вместимостью более 100 пассажиров должен получать минимум 24 тысячи рублей в месяц согласно пятому квалификационному разряду. Учитывая выход на маршрут в праздники, выходные и переработку зарплата должна приближаться уже к 40 тысячам. Большинство автобусов в Архангельске - это ПАЗики, водители которых, согласно нормативам, должны получать около 30 тысяч рублей, а кондукторы - 20.
- Получать почасовую зарплату хотели бы все водители от ЛиАЗа до "Газели", - говорит водитель автобуса Алексей Шахов, - только руководству наплевать. Мы работаем на прибыль: сделаешь план - получишь зарплату, потому и боремся за каждого человека.
Такое "внимание" водителей к пассажирам серьезно повышает аварийность в столице Поморья. В погоне за прибылью водители устраивают настоящие гонки друг с другом, стремясь взять даже тех людей, которые "голосуют" вне остановок, что приводит к многочисленным авариям на улицах.
- В прошлом году все автотранспортники региона работали в рамках этого соглашения. Никаких проблем не возникало, - говорит заместитель председателя Федерации профсоюзов Архангельской области Алла Собашникова. - Сейчас появилась информация о том, что руководители предприятий проводят с сотрудниками работу и собирают с них подписи против заключения данного соглашения. По этому поводу проводится проверка, с подключением правоохранительных органов.
Сейчас заработная плата зависит не от тарифного соглашения, а от выручки, которую приносит водитель. И здесь очень многое зависит от конкретного маршрута. В центре города многие из них дублируются, поэтому водителям приходится буквально бороться друг с другом за пассажиров. Окраины же утром и поздно вечером остаются пустыми, ведь выезжать на маршрут ради нескольких человек невыгодно.
- Водитель и кондуктор, работающие на разных маршрутах одинаковое количество времени, например по 12 часов, получают разные деньги. То есть одни могут получать в два раза меньше других за одну и ту же работу, - заметила председатель первичной профсоюзной организации перевозчиков Анна Ивахнова.
Изменить сложившуюся ситуацию могло бы соглашение перевозчиков с мэрией о работе предприятия по обслуживанию конкретного маршрута с установленным временем и интервалами движения, но его пока нет. Нежелание транспортных бизнесменов уравнять зарплаты водителей понятно, ведь работать в убыток никто не хочет. Поэтому сейчас более 500 автобусов на 47 городских маршрутах Архангельска каждый день выходят на очередной "гоночный заезд".