Уральские врачи-частники не могут добиться пенсии по выслуге лет

Медсестра одной из частных клиник Екатеринбурга Людмила Савинова посчитала, что с учетом льготного стажа в отделении гнойной хирургии, где она одно время трудилась, и где год шел за три, к сегодняшнему дню она уже заработала право на досрочную пенсию по выслуге лет. Женщина пошла с заявлением и копией трудовой в Пенсионный фонд, но там ее ждало разочарование: сотрудники фонда отказались включать в стаж последние 15 лет, которые Савинова отдала частной медицине.

- Сказали, что пенсия мне не положена, потому что с 1999 года я работаю в платной стоматологии, - сетует Савинова. - И не я одна с таким столкнулась, многие даже жаловались. Но пенсионный ни на какие уступки не идет, и в чем дело, там толком пояснить не могут.

Юридическая служба клиники, в которой работает женщина, считает, что ее незаконно лишили права на досрочную пенсию. Специалисты собираются отстаивать интересы сотрудницы в суде.

- Работникам частных медицинских клиник, большая часть из которых существует как ООО или ЗАО, сейчас отказывают в назначении пенсии по выслуге лет только потому, что фирма-работодатель является не учреждением, как большинство муниципальных больниц и поликлиник, а коммерческим предприятием. Но, по-моему, это лукавство, нацеленное лишь на то, чтобы сэкономить на людях. Ведь все клиники, вне зависимости от организационно-правовой формы, одинаково проходят процедуру лицензирования, а работающие там врачи учатся в тех же вузах, сдают те же аттестации. Урезать их в правах несправедливо, - говорит юрист медицинского холдинга Екатерина Салыгина.

В Свердловском областном суде подтвердили: подобные споры о назначении досрочных пенсий врачам, действительно нередки. Судья Оксана Колесникова объяснила суть и подоплеку проблемы. Оказывается, в федеральном законе "О трудовых пенсиях" содержится отдельная норма о том, что в стаж работы при назначении досрочной трудовой пенсии включается лишь время работы в учреждениях здравоохранения. И слово "учреждение" здесь понимается именно в узком смысле, как организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником, причем не важно, частным лицом, фирмой или государственным органом. То есть в буквальной трактовке законом подразумевается, что на досрочную медицинскую пенсию могут претендовать исключительно работники учреждений, и никто другой.

Любопытно взглянуть на правоприменительную практику. Закон "О трудовых пенсиях" был принят в 2001 году, и до 2006 года суды достаточно часто вставали на сторону медработников, требовавших назначить им пенсию по выслуге лет с учетом стажа работы в клиниках, не являвшихся учреждениями. В 2004 году даже вышло постановление Конституционного суда, уточняющее закон и ориентирующее все нижестоящие суды. В нем было прямо сказано, что "форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации назначения трудовых пенсий по старости".

А вот после 2006 года все стало иначе. Закон "О трудовых пенсиях" остался прежним, но судейское сообщество во главе, опять же, с Конституционным судом позицию по острому вопросу сменило на диаметрально противоположную. Так, в 2006 году суд решил, что в назначении досрочных пенсий лишь отдельным категориям медицинских работников нет ничего предосудительного. Льготные пенсии по старости, указал суд, назначаются для того, чтобы защитить медиков от утраты трудоспособности раньше 55 и 60 лет. Соответственно, и претендовать на них могут лишь те, кто на работе подвергается повышенным психическим и физическим нагрузкам. Судьи, вслед за законодательной и исполнительной властью, посчитали, что именно в учреждениях здравоохранения, большинство из которых являются государственными и муниципальными, такие нагрузки выше.

Специфика работы медика в государственной поликлинике и частном медицинском центре действительно существенно различается, но вот кто скажет, кому живется легче? Наверняка можно собрать ряд более или менее объективных показателей, которые будут свидетельствовать об уровне тех самых психоэмоциональных нагрузок на работе, о которых говорят судьи Конституционного суда. Например, посчитать, кто - работники медучреждений или коммерческих клиник - чаще страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервными расстройствами, чья средняя продолжительность жизни выше, и так далее. Но в арсенале журналиста есть лишь один способ оценить ситуацию: спросить у того, кто знаком с проблемой изнутри.

- Я работала и там, и тут, - рассказывает акушер-гинеколог из Екатеринбурга Елена Д. - Так вот, в частной поликлинике мне было все-таки полегче. Там спокойнее, и, по крайней мере, чувствуешь себя доктором. Есть время, чтобы позаниматься с каждым пациентом, порешать его проблему. А в государственной я просто машина для выписки рецептов, да к тому же вечно виноватая.

Елена говорит, что если бы не маленький ребенок, с которым то и дело приходится выходить на больничный, она снова вернулась бы в частную медицину. И бог с ней, с пенсией: постоянно жить в состоянии стресса крайне тяжело, уж лучше пожертвовать льготами ради спокойствия.

Некоторые врачи-частники действительно предпочитают после недолгих препирательств с пенсионным фондом сдаться, не вступая в долгое сражение. Конечно, все это несправедливо, говорят они, но повздыхав, опускают руки и просто продолжают работать дальше. Но есть и те, кто готов идти до конца. Они подают иски в суд с требованием включить годы, отработанные в клинике в форме ООО или ЗАО в льготный стаж и привлечь к дисциплинарной ответственности работников Пенсионного фонда, отказавшихся делать это в обычном заявительном порядке. Надо сказать, что после 2006 года подобных дел, выигранных истцами, единицы, но все же они есть. На Урале такие решения принимали суды Ревды, Нижнего Тагила и Магнитогорска. Правда, искушенные юристы все же считают, что это лишь исключения, подтверждающие правило. Так, отвечая на вопрос журналиста, есть ли у частных медиков шанс отстоять право на досрочную пенсию в суде, кандидат юридических наук, доцент кафедры социального права уральского института Президентской академии Елена Истомина разведя руками, сказала:

- Боюсь, что нет. Дело в том, что большинство судов сегодня привели свою позицию к определенному общему знаменателю, который во всем соответствует положениям действующего законодательства. Исключения бывают, но как правило тогда, когда сотрудники Пенсионного фонда по каким-то причинам сами не обжалуют решения первой инстанции в вышестоящих судах.

Истомина приходит к выводу, что скорее несправедливо не то, что одним медикам работу по специальности включают в льготный стаж, а другим - нет. Несправедливо, что люди о такой дифференциации узнают только к пенсии. Важно, чтобы врачи и медсестры с самого начала знали свои права на той или иной должности и могли с открытыми глазами делать выбор: оставаться в частной медицине, где нет очередей, нервотрепки, где пациентов не принимают на скорость, или идти в государственные поликлиники, где всего перечисленного сегодня, увы, в изобилии. В первом случае за комфортную жизнь и более высокую зарплату ты платишь правом на досрочную пенсию, а во втором - покупаешь пенсионные льготы по цене собственных нервов.

На заметку

В ваш льготный пенсионный стаж включат время работы в ООО или ЗАО в двух случаях:

- Если раньше, в момент вашего трудоустройства, организация была учреждением, но впоследствии прошла процедуру смены организационно-правовой формы, сохранив прежний характер деятельности.

- Если вы работаете в специализированном подразделении юридического лица, таком, как медико-санитарная часть, военно-медицинская служба, фельдшерский здравпункт, фельдшерско-акушерский пункт и некоторых других.

Кстати

Средняя зарплата в секторе госмедицины по стране в прошлом году составила 23,4 тысячи рублей. Зарплата врачей в среднем была равна 39 тысяч рублей и по сравнению с 2012 годом увеличилась на 10,9 процента, а средняя зарплата младшего медперсонала достигла 12 тысяч рублей и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 17,3 процента. Зарплата среднего медперсонала за этот же период составила 22 тысячи рублей и выросла на 13 процентов. По данным исследования ученых из Высшей школы экономики, средняя зарплата медперсонала в секторе частной медицины на 17 процентов выше, чем в госсекторе.