Новости

Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) в Мурманске будет переориентирована с нефтегазового комплекса на рыбопромышленный, сохранив в качестве основы ГЧП. Сейчас региональные власти готовят новую концепцию ПОЭЗ. Но эксперты опасаются, что ОЭЗ в Арктике не принесут никакого эффекта, пока нет адекватной стратегии развития севера России.

Разговоры о создании ПОЭЗ идут в Мурманской области с середины 2000-х годов. Еще в 2007 году региональные власти заявляли, что область поддерживает ряд крупных инвестиционных проектов в зоне действующего порта Мурманск, используя механизм ГЧП. Тогда в качестве резидентов Мурманской ПОЭЗ областная администрация видела Мурманский морской торговый порт, компании "Синтез Петролеум", "Трансервис", "Мурманский судоремонтный завод морского флота" и ряд других предприятий. Главные выгоды ГЧП для резидентов должны были заключаться в режиме особой таможенной зоны, который предполагалось ввести на территории ПОЭЗ. Иными словами, грузы, ввезенные в зону из-за границы и вывезенные оттуда за рубеж, не пересекают госграницу РФ, что крайне важно для экономики предприятий по перевозке, перевалке грузов и судоремонту.

В 2010 году ПОЭЗ все-таки появилась. Тогдашний губернатор региона Дмитрий Дмитриенко считал это большим достижением. Однако за три года существования особая зона так и не обрела ни одного резидента. Отчасти это было вызвано тем, что освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, на разработку которого ориентировались потенциальные резиденты, отодвинулось на неопределенный срок. Были и другие причины. В 2012 году губернатор Мурманской области Марина Ковтун заявила, что решение о создании ПОЭЗ было принято "поспешно, без тщательной проработки всех деталей и последствий". Первый заместитель главы региона Алексей Тюкавин подчеркнул, что портовая особая экономзона в Заполярье создавалась без конкурса. В соглашении между правительством РФ и областной администрацией говорилось, что создание инженерной инфраструктуры регион берет на себя. "Трудно комментировать, каким образом предыдущее правительство предполагало реализовывать эти планы за счет областного бюджета, - отметил первый вице-губернатор. - Мы сегодня не видим источников в областном бюджете, которые позволили бы финансировать создание инфраструктуры для потенциальных резидентов ПОЭЗ".

Последним годом "жизни" портовой ОЭЗ должен был стать 2013 год. Но региональным властям удалось договориться с минэкономразвития, что существование ПОЭЗ будет продлено предположительно еще на год, сообщила председатель комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Ольга Кузнецова: "Мы переориентируем зону на рыбопереработку. До конца марта мы должны сдать в минэкономразвития новую концепцию ПОЭЗ, резидентами которой уже готовы стать пять рыбоперерабатывающих предприятий".

По мнению представителей рыбохозяйственной отрасли, эту идею можно только приветствовать, если она ослабит избыточный административный контроль за рыбопромысловыми судами, заходящими в порт Мурманск. Особенно это касается вопроса "незаходных" судов под российским флагом, построенных или модернизированных за границей. Как правило, это современные и высокопроизводительные корабли, которые базируются в иностранных портах, игнорируя порты России из-за высоких таможенных пошлин и НДС. "Сейчас в Баренцевом море работает около 70 "незаходных" судов под российским флагом, - подчеркивает председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства "Севрыба" Вячеслав Зиланов. - Если они начнут заходить в Мурманск, то неизбежно оживится и Мурманский морской рыбный порт, и судоремонтные мастерские. Это самый главный вопрос, который очень давно ждет решения".

Однако председатель наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития Юрий Крупнов отнесся к "перепрофилированию" мурманской ПОЭЗ скептически. "Проблема связана с тем, что как в нефтегазовом, так и в рыбохозяйственном комплексе отсутствуют стратегические инвестиционные проекты, - считает он. - А дальше начинается тяжелая болезнь российских бюрократов, которые не способны спроектировать новые рынки и создать под них производственные мощности, играя вместо этого в "свободные экономические зоны". Есть некие бенефициары, которые под ПОЭЗ надеются получить какое-то государственное стимулирование. Кто-то проживет на этом 3-4 года, потом эта тема постепенно забудется, а лет через 6 все начнется заново".

Только 11 ОЭЗ в России признаны "условно эффективными", отмечает эксперт со ссылкой на данные Счетной палаты. Такая ситуация наблюдается даже в регионах с благоприятным климатом и развитой инфраструктурой. А ведь Мурманск - крайне сложный регион как по климату, так и по инфраструктуре. Поэтому начинать надо не с создания ПОЭЗ и даже не с порта как такового. Необходимо сначала решить, как развивать на российском Севере весь спектр промышленности, а не только добычу углеводородов или рыбы. Однако эти вопросы сегодня даже не ставятся. Как ранее сообщил член комитета Совета Федерации по делам Севера Игорь Чернышенко, в федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов не заложено средств на финансирование госпрограммы социально-экономического развития Арктики.