Согласно проведенному минэкономразвития в апреле 2013 года мониторингу количества концессий в РФ от регионов была получена информация о 1347 концессионных соглашениях, находящихся на различных стадиях (конкурсная процедура, заключение, реализация, реализованные). Однако учитывая то, что изначально в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" под "объектом концессионного соглашения" понимался исключительно объект недвижимого имущества, причем множественность таких объектов в одном соглашении не подразумевалась, то в рамках одного имущественного комплекса, передаваемого в концессию, могло заключаться до нескольких сотен концессионных соглашений. Так, например, в муниципальном образовании Назарово Красноярского края в рамках одного проекта по реконструкции системы теплоснабжения было заключено 220 концессионных соглашений с компанией "Тепло" (на каждый объект недвижимости имущественного комплекса системы теплоснабжения муниципального района заключалось отдельное соглашение).
Проведя дополнительный мониторинг ситуации, Центр развития ГЧП выяснил, что по состоянию на декабрь 2013 года в России на разной стадии реализации находится всего 79 концессионных проектов, в которых участвует около 1500 имущественных объектов. В том числе 8 проектов федерального уровня, таких как: "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км", "Северный обход города Одинцова", "Транспортная развязка на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-9 "Балтия", "Строительство нового выхода на кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь-Москва", "Белкомур", "Строительство платной магистрали Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в развитии нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань - Оренбург, "Строительство порта Тамань".
С 2005 года из четырех главных отраслей инфраструктуры, где применяются концессионные соглашения, - социальная, коммунальная, энергетическая и транспортная - сегодня больше всего концессий заключено в социальной сфере - 35%. При этом транспортная отрасль, с которой у всех традиционно ассоциируются концессии, находится только на втором месте (27%). Тем не менее пока в большинстве концессий инвестор лишь строит, реконструирует или занимается техобслуживанием. Несмотря на то что инфраструктурные проекты, реализуемые по схеме государственно-частного партнерства, уже стали частью современного бизнеса в России, для формирования полноценного рынка ГЧП должно пройти еще много времени.
- Сегодня большая часть проектов находится либо на подготовительной стадии, либо по ним проходят конкурсы - к примеру, это проекты ГК "Автодор" либо строительство начато недавно (Центральный участок ЗСД в Санкт-Петербурге). Единицы крупных проектов находятся в стадии окончания стройки (новый терминал аэропорта Пулково, новый выход на МКАД с трассы М-1 Москва - Минск) и переходят к стадии оказания услуг, операторской деятельности, - говорит Григорий Смирнов, юрист компании Herbert Smith Freehills CIS LLP. - Есть единичные проекты, операторскую деятельность по которым ведет частный инвестор, но о рынке говорить пока рано.
- Рынок профессиональных операторов всегда будет находиться в процессе формирования. Сейчас не то что о сложившемся рынке, вообще о наличии профессиональных долгосрочных частных операторов в сфере госуслуг сложно говорить, - продолжает Юрий Туктаров, партнер компании "Инфра Инвест". - Их единицы. Импульсами к увеличению количества операторов являются наличие гарантированной прибыли и минимизация рисков. А прибыль - это вопрос тарифов, таким образом, вопрос формирования рынка операторов можно приравнять к вопросу тарифного регулирования. Если говорить о предпосылках грамотного и успешного применения концессионных механизмов, то здесь есть два основополагающих фактора - квалификация и практика. Необходимо иметь достаточные компетенции и обладать опытом реализации такого рода проектов.
Власти намерены расширить сферу применения концессий и внести поправки в закон о концессиях, однако бума проектов на основе концессионных соглашений в ближайшее время ждать все равно не стоит, полагает вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин: "Экономическая ситуация этому сейчас никак не способствует. Даже если поправки в закон о концессиях будут приняты, сказать, будет ли эффект, сегодня сложно. Все зависит от правоприменения и трактования закона на местах".
Для того чтобы проекты ГЧП получили общепризнанный статус действенного механизма повышения качества жизни и одновременно эффективного ведения бизнеса, необходимо, чтобы их реализация была не выборочной. Она должна стать каждодневной, чтобы механизмы ГЧП были понятными не только для регионов, внедривших определенные новаторские идеи в отношении государственно-частного партнерства (к примеру, Санкт-Петербург), но и для большинства субъектов РФ, убежден Григорий Смирнов.