"Российская газета" публикует этот документ, в котором детально регламентируется порядок, так сказать, идентификации каждой стреляющей единицы.
Что важно, речь идет только о нарезных стволах - то есть боевом ручном стрелковом оружии, причем и весьма мощных калибров - 12,7 миллиметра. Речь, по сути, идет и о крупнокалиберных станковых пулеметах.
В стране - 13 федеральных органов исполнительной власти, имеющих собственные вооруженные формирования. Это и Минатом, и Минпром, и Минфин. Многие атомные объекты, Гознак, промышленные предприятия, офисы и хранилища охраняют не полицейские или солдаты Внутренних войск, а по сути гражданские люди. Они - не частные охранники. Эти специально обученные и вооруженные люди официально числятся в министерствах и ведомствах, где выставлены их посты. Даже у Минобороны, помимо обычных военнослужащих, есть штатные военизированные и нередко вооруженные сторожа, охраняющие самые разные объекты, - склады, базы, госпиталя, ремонтные мастерские, комбинаты бытового обслуживания. Кстати, в армиях НАТО - это повсеместное явление: там вообще не отвлекают солдат и офицеров на караульную службу.
Наиболее многочисленные подразделения ведомственной охраны у железнодорожников - около 60 тысяч человек. На 17 железных дорогах они ежесуточно сопровождают 60 тысяч вагонов с опасными грузами, дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием.
В законодательстве детально прописаны обязанности и права работников ведомственной охраны. У работника ведомственной охраны должны быть в полном порядке все документы, удостоверяющие его правовой статус, прохождение им профессиональной подготовки и законность выполнения им служебных обязанностей. Чтобы не получилось так, что важный и потенциально опасный стратегический объект сторожит взятый с улицы пенсионер-инвалид.
Однако, как выясняется, не раз выявляли серьезные нарушения. Так, многие объекты, имеющие стратегическое значение для страны, оказались недостаточно технически укреплены, слабо оснащены средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации. Было и такое, когда отсутствовала вообще всякая сигнализация. Если вспомнить об угрозе терактов и возросших аппетитах и возможностях криминала - ситуация становится не шуточной.
Иные подразделения даже нашли дополнительный заработок - стали брать под свою защиту коммерческие фирмы. Это ведомственной охране запрещено.
Понятно, что и оружие столь серьезных организаций должно жестко контролироваться. А оружие здесь самое разное - пистолеты, револьверы, карабины, автоматы и даже, судя по документу, пулеметы. Пули и гильзы от каждого ствола должны быть занесены в полицейскую пулегильзотеку, зарегистрированы и пронумерованы. Для чего это нужно - тоже понятно: если украденное или потерянное оружие где - то выстрелит, его можно будет опознать, сравнив с имеющейся информацией.
Еще один приказ, который завтра опубликуется в "РГ", регламентирует лишение сотрудников ФСБ России наградного оружия. Разумеется, лишиться наградного пистолета может бывший чекист, уволенный из рядов по так называемым отрицательным мотивам. Такое решение должен принять директор службы.
Кстати, наградить оружием - именно наградить, а не подарить - могут только президент, премьер-министр и руководители государственных военизированных организаций. Речь идет о главах силовых структур. Заместитель министра обороны или внутренних дел, например, уже такого права не имеет. Тем более, не может награждать оружием командир дивизии. Могут награждать стволами россиян и иностранцы - главы других государств и правительств. И на этом список исчерпывается. Поэтому полиция и проверяют досконально основания для разрешения на такое оружие.
Перечень наградного оружия время от времени расширяется. Помимо пистолетов отечественного производства, официально разрешили вручать некоторые иностранные стволы - 9-миллиметровый пистолет Глок-17, Парабеллум 08-П, Беретта-92 ФС и ЧЗ-75 БД.
Любое наградное оружие - холодное и огнестрельное - надо обязательно регистрировать в лицензионно-разрешительной системе МВД. Существует специальный Административный регламент, где подробно расписан алгоритм действий человека, получившего в руки ствол, например, от первого лица государства.
По сути, речь идет о вполне стандартной процедуре регистрации оружия - охотничьего, служебного, травматического. Те же медицинские справки, наличие сейфа, визит участкового уполномоченного, обязательный отстрел с занесением результатов в пулегильзотеку. В общем, владельцы ружей, карабинов и пистолетов наизусть знают, какие необходимы справки, документы и фотографии, чтобы получить разрешение на приобретение, хранение и ношение своего ствола.
Но есть нюансы. Регламент предусматривает не только положительный вердикт правоохранительного органа, но и отказ в выдаче разрешения. И что тогда делать с пистолетом, которым тебя наградили?
Более того, может случиться и так, что один из "силовых" министров наградил человека за героический поступок, а тот не соответствует, мягко говоря, медицинским параметрам. Например, кто-то помог задержать опасного преступника, спас утопающего или вынес из огня ребенка. Но сам спаситель болен, и ему нельзя давать в руки ничего стреляющего. В таком случае оружие возвращается в наградной фонд, а на руках награжденного остается лишь документ о награждении. Впрочем, по просьбе этого человека оружие может быть помещено в какой-либо музей.
Есть примеры, когда наградные пистолеты играют главную роль в несчастных случаях - до них добираются любопытные дети, их воруют преступники. Порой из них совершают самоубийства сами владельцы. Поэтому и важна тщательная проверка адекватности награждаемых.
Что важно, все эти строгости касаются лишь боевого короткоствольного оружия, то есть пистолетов. Однако наградить могут и гражданским оружием, например охотничьим ружьем или карабином "Сайга". В этом случае, если полиция имеет веские основания для отказа в разрешении на хранение, награжденный может оформить дарственную на кого-нибудь из своих близких или родственников. Скажем, у него остается наградной документ, а сам карабин хранится у брата. При этом наградной боевой пистолет после смерти награжденного изымается государством. Его нельзя никому подарить или передать по наследству. А вот наградное гражданское оружие - можно. Оно навсегда может остаться в семье. Как и холодное.
Человек, награжденный оружием, может и сам, добровольно отказаться от личного владения. Причины тут не важны - может, ему негде его держать или есть опасения, что оружие окажется в посторонних руках. Тогда можно оформить возвращение ствола в наградной фонд или опять же отдать в музей. Оружие, которое хоть раз кому-то вручалось как награда, "передариваться" другому человеку уже не будет. Так и останется навечно в хранилище.
Регистрируется стреляющая награда только один раз, продлять разрешение на него не нужно. Правда, административный регламент предусматривает форс-мажорные обстоятельства - утрату или порчу удостоверения, потерю самого оружия, смену адреса или фамилии. Тогда - да, надо идти в полицию и писать заявление. Впрочем, лично идти в полицию не обязательно, можно все решить с помощью Интернета через портал "Госуслуги".