Такое решение принял премьер-министр республики Жанторо Сатыбалдиев после нескольких митингов, проведенных жителями Кара-Балты. Люди жаловались на едкий запах, который появляется каждый раз, когда на заводском нефтехранилище происходит слив сырья.
По данным пресс-службы кабинета министров Киргизии, завод не будет работать до тех пор, пока правительственная комиссия во главе с вице-премьером Тайырбеком Сарпашевым не выяснит все обстоятельства и причины происходящего и не определит пути решения возникшей проблемы.
На последний митинг, в котором приняло участие больше 400 человек, приехали депутаты парламента КР. Один из них - лидер фракции "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев - представил присутствовавшим на акции журналистам заключение Чуй-Бишкекского управления госагентства охраны окружающей среды.
Согласно документу, в одной из проб почвы, взятых в феврале, обнаружено превышение допустимой концентрации нефтепродуктов в 175 раз. "Запуск НПЗ фактически провалился. Экологи должны провести полную экспертизу нефтепродуктов, поступающих на завод. Есть основания полагать, что они не подлежат переработке", - заявил парламентарий.
Его коллега, депутат от фракции СДПК Алла Измалкова сообщила, что завод построили без учета "розы ветров" в данной местности. "Но объект уже возвели, и сейчас главная задача сделать так, чтобы он наносил как можно меньше вреда", - отметила она.
Ранее, напомним, министерство экономики КР в связи с повышенным вниманием общественности к работе завода выступило с заявлением, в котором, в частности, сказано: "Завод пока работает в стартовом режиме. Идет подготовка к государственной приемке предприятия. Это сложный процесс. На начальном этапе могут отмечаться шум, гул и выброс остатков газов через факельную установку.
В работе завода отклонений не обнаружено. После его полноценного запуска будут проводиться различные мероприятия для контроля состояния окружающей среды. Пока же специалисты государственной инспекции по экологической и технической безопасности взяли пробы воздуха, воды и почвы.
Результаты анализов показали, что все в норме. Руководство завода утвердило план действий с целью снижения вредного воздействия шума, вибрации и выбросов. Для этого будет озеленяться территория, что поможет экранировать и поглощать шум и вредные вещества".
На митинге также выступил заместитель директора госагентства по охране окружающей среды и лесного хозяйства КР Рустам Абдыкалыков. "Экологи уже приступили к изучению соответствия производства на заводе природоохранному законодательству страны. Если будут найдены расхождения, то работу предприятия остановят", - заявил он.
Руководство НПЗ, по словам советника президента китайской компании, строившей завод, Шатмана Борбоева, в данный момент принимает все меры, чтобы свести к минимум неприятный запах. "Однако полностью избавиться от него не удастся", - сказал Шатман Борбоев.
Нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте - первый подобный объект, полностью построенный на средства зарубежных инвесторов, в данном случае китайских. Они вложили в его возведение больше 250 миллионов долларов.
Первое время на заводе планируют перерабатывать до 800 тысяч тонн нефти в год, в будущем - до 2-3 миллионов. Будут производить высококачественный бензин различных марок, дизельное топливо, масла и сжиженный газ. Главный рынок сбыта - Киргизия. Но, как заявили владельцы предприятия, планируется также поставлять горюче-смазочные материалы в Таджикистан, Афганистан, Казах-стан.
В правительстве республики надеются, что Карабалтинский НПЗ поможет уменьшить зависимость республики от импортных поставок ГСМ и ощутимо пополнить бюджет страны налоговыми отчислениями. Кроме того, нефтеперерабатывающий завод - это сотни новых рабочих мест для киргизстанцев.
Нефть для переработки планируется закупать в России, Казахстане и использовать свою, добываемую в Баткенской области. По словам министра экономики КР Темира Сариева, вопрос, на каком сырье будет работать предприятие, очень важен.
- Киргизия ведет переговоры с Россией об изменении баланса поставок ГСМ в республику. Мы хотели бы получать их часть в виде сырой нефти для завода в Кара-Балте. Пока же не решатся этот и другие вопросы, экономическая целесообразность производства бензина в Киргизии остается под сомнением. Нужно сформировать новый топливный баланс. Мы работаем над тем, чтобы получать нефть из РФ без таможенной пошлины. Если удастся это сделать, то покроем 60 процентов потребности Карабалтинского завода в "черном золоте", - сказал министр.
Напомним, что такой же завод строят еще и в Токмаке. В республике будет всего четыре НПЗ.
По данным северного межрегионального управления министерства экономики КР, правительство республики поставило перед владельцами нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте вопрос о выкупе жилья в санитарно-защитной зоне вокруг предприятия. Ранее китайские инвесторы уже приобрели 98 квартир. Остались еще пять и три дома, хозяева которых запрашивают баснословные деньги.