Новости

05.03.2014 22:17
Рубрика: Экономика

Супермаркет на пятидневку

Для спасения малого бизнеса на Южном Урале предложили ограничить время работы ритейла
С инициативой закрывать сетевые магазины по выходным дням выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. По его словам, это поможет защитить местный малый и средний бизнес от натиска федеральных "мастодонтов".

- Сегодня проблема взаимоотношений с сетями - в числе первых при обсуждении на всех встречах с предпринимательским сообществом региона, - говорит бизнес-омбудсмен. - Особые сложности возникают в закрытых городах: численность населения таких территорий практически не меняется, как и покупательская способность жителей. Примерный объем выручки местных магазинов, которые работают в основном в формате "шаговой доступности", известен. Исходя из этого, предприниматели строят планы по развитию своего бизнеса, но их в одночасье перечеркивает приход в город нового крупного игрока. С федеральной сетью местные бизнесмены не способны конкурировать по цене, в результате значительно падает их выручка, а следом встает вопрос выживания бизнеса.

По словам директора АНО "Центр правовой поддержки и научных исследований "Родной город" Владимира Ишимова, в Магнитогорске изобилие на прилавках сетевого ритейла уже привело к закрытию многих розничных магазинов, которые ранее пользовались большой популярностью у местных жителей.

- В городе засилье торговых сетей. Активная экспансия федерального ритейла окончательно уничтожит весь малый бизнес, если не будут приняты меры, - убежден Ишимов. - Так, в Магнитке уже шесть огромных гипермаркетов известной сети, тогда как даже в Челябинске - только один. Если вести расчеты по занимаемым площадям, то доля сетевиков уже давно перевалила за 70 процентов, хотя, по данным статистики, она не превышает нормы.

Как сообщили в Челябинском УФАС, в настоящее время на рассмотрении лишь одно дело, связанное с доминирующим положением местной торговой сети, работающей в Озерске. Только в этом закрытом административно-территориальном образовании доля присутствия торговой сети превысила установленную законодательством планку в 25 процентов. Еще одна крупная торговая федеральная сеть балансирует на грани дозволенного.

- Действительно, методика расчета доли сетевого бизнеса на рынке розничной торговли несовершенна: она не совсем прозрачна, не отражает всех реалий торговой сферы. В нее необходимо внести коррективы: к примеру, не включать в расчет оборотные средства от продажи алкогольной продукции, табака. Сегодня за основу берется весь оборот розничной торговли в пределах муниципального образования, что, полагаю, не вполне правильно, - говорит заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Семенова.

Сделать расчеты более объективными, по мнению Александра Гончарова, поможет использование сведений налоговых органов, так как опираться только на информацию, предоставленную самими же сетевиками, нельзя. Но пока все заключения антимонопольщиков базируются именно на отчетах ритейлеров. И тут уж величина погрешности - исключительно на их совести.

Чтобы хоть как-то поддержать в этой ситуации местный бизнес, омбудсмен предложил по выходным дням вешать замки на двери всех супермаркетов.

- Закрытие сетевых магазинов в выходные дни практикуется в европейских странах, в частности в Германии, Испании. Думаю, и у нас она может быть использована. Например, закрывать супермаркеты в субботу после 12 часов - и пусть отдыхают до понедельника, - рассуждает Александр Гончаров. - Конечно, в сетях - и высокие стандарты обслуживания, и достаточно низкие цены. Нельзя лишать потребителей этих благ. Надо искать компромисс: не ущемить интересы покупателей и одновременно защитить малый бизнес.

Предложение крайне радикальное, откуда такая "классовая ненависть" к сетям?

- Сетевые организации руководствуются правилом "выжженной земли", не оставляя на территории и зачатков иного торгового бизнеса, - утверждает зампредседателя регионального отделения "Опоры России" Денис Константинов. - Первое время они усиленно демпингуют, завлекая покупателей акциями и распродажами, в связи с чем поток покупателей к малым предпринимателям иссякает. Конечно, сетевики могут распродавать часть товара по закупочной цене либо даже дешевле. Этого не может себе позволить ни один добросовестный местный продавец. О какой конкуренции в таких условиях может идти речь?

Требования к супермаркетам, имеющим огромную пропускную способность, должны быть жесткими, но главное - регулярно контролировать их исполнение. Сегодня законодательство не всегда предусматривает достаточно серьезную ответственность, да и надзор в торговой сфере слабоват, отмечает Денис Константинов.

Муниципальные власти повлиять на ситуацию не в силах: они практически не имеют рычагов воздействия на федеральные торговые сети, которые к тому же отчисляют многомиллионный налог на прибыль не в местный бюджет, а по месту своей регистрации. По мнению чиновников, необходимы корректировки налогового законодательства, чтобы налог на прибыль поступал в бюджет по месту расположения супермаркета.

Представители сетевого бизнеса комментируют подобные инициативы скупо: мол, когда законодатель внесет поправки, тогда и мы свою стратегию скорректируем.

- Подобными мерами проблемы мелкорозничной торговли не решить. Тем более не стоит пытаться закрывать сетевые магазины на выходные дни. Я считаю, подобные меры не достигнут своей цели, - убеждена владелец сетевого бизнеса Стелла Шельмиева. - Не стоит забывать и о свободе экономической деятельности: подобные запреты в государстве с рыночной экономикой недопустимы.

На рынке решения, как известно, принимает покупатель. Готовы ли рядовые южноуральцы с тем же жаром заступиться за магазины шаговой доступности, что и представители бизнес-объединений?

- Абсурдное предложение! - категорично заявила корреспонденту "РГ" жительница областного центра Юлия. - Большинство горожан именно в выходные закупает продукты на неделю: едем в супермаркет и загружаем полный багажник. Если сетевые магазины переведут на пятидневку, это не заставит меня покупать черствый хлеб и просроченную сметану в ближайшем продуктовом.