Минтранс готовит пакет проектов постановлений правительства, которые уточнят требования к тем, кто обеспечивает безопасность воздушных гаваней. Вчера об этом шла речь на конференции в рамках первой Национальной выставки инфраструктуры аэропортов.
До конца марта минтранс должен представить все необходимые проекты документов по транспортной охране. И в начале осени их могут утвердить. И только после их утверждения, в конце года вневедомственная охрана получит оружие.
За ней будет охрана внешнего контура аэропортов, зоны их ответственности пропишут отдельными договорами со всеми аэропортами в России, пояснил в беседе с"РГ" замглавы Ространснадзора Владимир Черток. Аэропорты в обязательном порядке станут включать затраты на приобретение оружия и услуги охраны в стоимость аэропортовых сборов.
Деньги, собранные с авиакомпаний, сначала пойдут в госбюджет, а потом только на счета вневедомственной охраны, пояснил Черток. И все тарифы сборов по каждому из аэропортов должна будет утвердить Федеральная служба по тарифам, включая и затраты на транспортную безопасность.
Предлагается, что международные аэропорты возьмет под крыло подразделение безопасности минтранса. А там, где меньше пассажиров, периметр будет контролировать вневедомственная охрана, которая напрямую подчиняется администрации аэропорта. В любом случае руководство аэропортов будет нести ответственность за внештатную ситуацию. Возможно, появится и некий рейтинг безопасности аэропортов. И многое здесь будет зависеть от оснащенности аэропорта и подготовленности служб безопасности, отмечают эксперты.
При этом надо учесть, что охране дадут практически такие же права, как и полиции. И для них невыполнение пассажирами новых правил станет поводом к применению силы. Для выполнения своих обязанностей им предлагается выдавать бронежилеты, каски. В кобуре у них может быть пистолет МР-71 калибра 9 х 17, револьвер РСЛ-1 калибра 9 х 17. Либо огнестрельное гладкоствольное и длинноствольное оружие калибров 12/70, 12/76, 16/70, 16/76, 20/70, 20/76, 410/76, разрешенное к обороту в России, пулевые патроны и патроны с резиновой картечью. Напомним, что глава государства в начале февраля подписал закон, который дал право охране аэропортов носить оружие. Также они теперь могут безпривлечения полиции не пускать в здание подозрительных личностей, которые сопротивляются "выворачивать карманы".
На данный момент минтранс разрабатывает Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе Перечень отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности и Порядок привлечения аттестующих организаций. Также планируется отдельно прописать и сами программы подготовки охранников. Готовятся нормативы и о порядке проведения проверки транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков с использованием тест-предметов итест-объектов органами контроля вместе с Федеральной службой безопасности и МВД. А сами конкурсы на строительство и реконструкцию аэропортов предлагают сделать закрытыми. Речь идет о требованиях к проектной документации, ее, как и сами проекты, запретят выставлять в открытом доступе. Это исключит возможность использования планов аэропортов злоумышленниками, отмечают эксперты.
Единые стандарты для безопасности полетов будут выработаны и для авиакомпаний. Пока в системе есть пробел, из-за которого сейчас наметилась нехорошая тенденция, когда перевозчики не учитывают рекомендации после авиаинцидентов и катастроф. Что ведет к повторению ошибок, сожалел Черток. А в некоторых авиакомпаниях просто экономят на безопасности. Например, не имеют в штате тех, кто несет за это ответственность. "Когда мы пришли с проверкой в компанию "Татарстан", выяснилось, что все, кто отвечает за безопасность, уволены", - сказал Черток. Чтобы рекомендации авиавластей и Межгосударственного авиакомитета работали, необходимо, считают в Ространснадзоре, сделать их обязательными для авиакомпаний. И жестко это контролировать.