На улице было около 30 градусов мороза, а окна в салоне даже не замерзли. Пригревшись, многие рисковали проехать мимо своей остановки, но бегущая строка напоминала пассажирам, где они сейчас находятся. При выходе из автобуса каждого казанца попросили оценить комфорт новой машины. Все без исключения сказали, что было тепло.
Так, МАЗ показал горожанам, на что способны новые экологически чистые автобусы его производства. Машину с газовым двигателем пригнали в Казань на опытную эксплуатацию не случайно. В течение десяти лет Татарстан собирается перевести на газовое топливо половину всего транспорта, в том числе и общественного. И столица республики претендует стать первой в России, где будут эксплуатироваться автобусы на газовом топливе. А пока Казань присматривается к производителям и выдвигает им определенные требования. Однако решающим фактором для победы в конкурсе станет не только качество, но и цена.
Для пробы в Казань пригнали автобус, рассчитанный на 26 сидячих мест и одно инвалидное кресло. При полной загрузке машина способна вместить до 64 человек.
- У этой модели есть свои индивидуальные особенности, - показывает машину корреспонденту "СОЮЗа" заместитель главного технолога МАЗа Александр Низкоромный. - Автобус оборудован системой наклона и пандусом, что позволяет инвалиду беспрепятственно въехать в салон на коляске. Для удобства пожилых людей и мам с маленькими детьми мы предусмотрели низкий пол, чтобы у них не было проблем с посадкой. Машина рассчитана на эксплуатацию при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию. В холода пассажиров спасают три печки и газовый обогреватель. Мы попали в Казань, когда здесь были сильные морозы, и пассажиры отметили, что никто из них не замерз. Для жары автобус оборудован больших размеров кондиционером, который охлаждает воздух по всему салону. Однако это дополнительная опция, которая серьезно влияет на цену.
Из преимуществ, которые отметили пассажиры, - тканевые сиденья. Сидеть на них тепло и удобно. Кстати, кресла антивандальные. Если вдруг кто-то порежет обивку, ее легко можно будет заменить, и для этого не нужно будет снимать целое кресло, а только вынуть его обтянутую часть. Помимо комфорта для пассажиров, покупатель выдвигает серьезные требования по вопросам безопасности.
- Баллоны с газом расположены на крыше автобуса и рассчитаны на максимальные температуры, - говорит Александр Низкоромный. - Баки сделаны из современных материалов и в случае аварии - допустим, машина перевернется - способны выдержать удар. Если емкость треснет, мы гарантируем, что баллон не взорвется. Кроме того, в автобусе установлен специальный клапан, который автоматически перекрывается, если газ поступает гораздо быстрее предусмотренных норм.
Однако казанские водители, которые присматривались к автобусу, нашли в нем конструктивный недостаток - слишком легкий задний бампер. Для того чтобы выдержать удар влетающих сзади лихачей, над этой частью машины еще надо будет поработать.
Кондуктор Людмила Азимова, которая ездила на автобусе во время опытной эксплуатации, пожаловалась только на то, что сзади очень тесно.
- Согласен, что кондуктору будет сложно работать на задней площадке, - поясняет заместитель главного технолога. - Проход сузился за счет дополнительных кресел. Мы исходили из того, что автобус загружен под завязку только в часы пик. В остальное время пассажиры смогут доехать до своей остановки с комфортом. К тому же в Европе уже давно вместо кондукторов работают турникеты, так что не исключено, что это новшество будет внедрено вместе с новыми автобусами.
Цена этой экологически чистой машины пока что составляет около шести миллионов рублей, что на один миллион дороже дизельных аналогов. Однако потребление топлива здесь ниже в два раза.
- Чтобы пустить эти автобусы по Казани, нам, как минимум, нужна сеть заправочных станций, - говорит директор казанского пассажирского автотранспортного предприятия N 4 Наиль Садриев, который принимал гостей из Беларуси. - На сегодняшний день она всего одна, и та находится на окраине. Нам придется переоборудовать свои участки и цеха, приобрести дополнительное оборудование для ремонта и эксплуатации газовых автобусов, а это, по расчетам двухлетней давности, составляет около 4,5 миллиона рублей. Мы должны будем провести обучение всего водительского состава и тех сотрудников, которые будут заниматься ремонтом таких автобусов. Так что есть ли здесь экономическая выгода - вопрос спорный. Но если мы хотим дышать в городе чистым воздухом, то этот автобус для нас.