В скором времени в России появятся суды, которые будут рассматривать дела о международном похищении детей. Об этом сообщил журналистам заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов.
По его словам, планируется, что всего таких судов будет восемь. Также он отметил, что "будут определены полномочия органов, от которых зависит розыск этих детей". Надо заметить, что речь не идет о появлении какой-то отдельной ветви правосудия: просто на подобных делах станут специализироваться уполномоченные на то суды из числа судов общей юрисдикции.
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении проект поправок в Гражданский процессуальный кодекс РФ, прописывающих в том числе вопросы судопроизводства по делам о возвращении похищенных детей их родителями в России и за рубежом. Для этого проект добавляет в кодекс новую главу 22.2. Кроме того, в Гражданский процессуальный кодекс вносятся дополнения, согласно которым дела в рамках международного договора по возвращению похищенных детей будут рассматриваться только одним районным судом в том федеральном округе, где находится ребенок.
Данные поправки приводят российское законодательство в соответствие с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Пока же наши суды не рассматривают вопрос международного похищения детей в рамках Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, к которой Россия присоединилась 1 октября 2011 года. Но есть надежда, что ждать осталось недолго, законодатели обещают не затягивать процесс работы над законом.
"Если один из родителей похищает ребенка, то конвенция однозначно говорит о том, что необходимо незамедлительно возвращать ребенка, при нарушении прав родителей на доступ к ребенку, в страну проживания", - пояснил агентству РИА Новости директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Сильянов.
Правоведы уверены, что судебная волокита при рассмотрении дел о похищении детей за границу уйдет в прошлое. Цветы жизни вернутся на родину в кратчайшие сроки. Однако, по мнению экспертов, совершенствование судопроизводства - пусть важный, но далеко не единственный шаг, который следовало бы сделать в данной области. Ведь сам факт, что детей приходится возвращать домой через суд, - свидетельство того, что сегодня существуют лазейки для их несанкционированного вывоза за кордон. Так не стоит ли в первую очередь бороться с причинами бедствия, а уж потом с их следствием?
Сегодня эксперты обращают внимание, что дети все чаще исчезают за рубежом без согласия одного из родителей. Способствует этому в том числе отсутствие информационного обмена между пограничниками России и Белоруссии. Безусловно, не может быть и речи о закрытии границы Союзного государства. Но пограничник, который охраняет внешние границы Союзного государства, должен иметь доступ к базам данных и российского, и белорусского пограничных ведомств.
Между тем в середине февраля Госдума отклонила в первом чтении законопроект, который бы внес ряд изменений в закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее. Предлагаемые нормы, в частности, определяли порядок обмена сведениями между компетентными органами России и Белоруссии о гражданах, для которых выезд за рубеж ограничен. В первую очередь речь шла о несовершеннолетних, которые пересекают границу вместе с одним из родителей и начинают свое большое путешествие в пунктах пропуска Союзного государства, то есть на территории Белоруссии.
Почему налаженные связи между российскими и белорусскими контролирующими органами так необходимы? Дело в том, что сегодня ушлые родители успешно используют схему, которая позволяет буквально выкрасть ребенка из страны.
Один из таких прецедентов как раз и подвигнул авторов проекта на законодательную инициативу. Несмотря на решение одного из московских районных судов о том, что после развода десятилетний сын будет жить с отцом, мать тайно вывезла его в Швейцарию, причем именно через Белоруссию. Отец безуспешно обращался во все компетентные органы: ФСБ, МИД, МВД, ФМС. Но, как выяснилось, при таких обстоятельствах ни одна компетентная служба не может препятствовать незаконному выезду ребенка за границу. Между Россией и Белоруссией уже несколько лет существует лишь административная граница. Таким образом, здесь нет привычных пунктов пропуска с кабинками паспортного контроля, пограничных знаков, а уж тем более шлагбаумов и колючей проволоки. Так что беспрепятственно оказаться на территории братьев-белорусов очень просто. А оттуда уже и до Евросоюза рукой подать. Ведь информации о запрете на выезд, который несовершеннолетнему объявили в России, у белорусских пограничников, оказывается, нет! И даже если ребенок после развода по решению суда остался с мамой, в паспортах, его и отца, соответствующих пометок не ставят. Формально все чисто - счастливого пути!
По мнению экспертов, у медали две стороны. Не секрет, что родитель, который препятствует выезду ребенка за границу, часто руководствуется вовсе не благом собственного чада, а банальной обидой. Чем ближе сезон отпусков, тем чаще в международных аэропортах страны можно наблюдать душераздирающие сцены. Контролер вежливо возвращает документы: извините, вас ограничили в выезде. Малыш в слезах оттого, что море, пирамиды или Диснейленд отменяются. Мама или папа в не меньшем шоке, ведь на их глазах сгорают немалые деньги, потраченные на путевку.
А виновник "трагедии" - бывшая вторая половинка, часто помногу лет не видевшая собственного отпрыска и вдруг вспомнившая о родительском долге. "Самолеты часто стали падать" или "Я слышал, в Турции свиной грипп" - с такими доводами нерадивый отец или мать приходят в местные пограничные органы или в миграционную службу и пишут заявления. Причем узнают о существовании запрета горе-путешественники в самый последний момент, почти у трапа самолета, так как уведомлять о нем ни пограничники, ни ФМС не обязаны.
Отменить же решение о запрете на выезд впоследствии оказывается на порядок сложнее. Даже если родители помирятся и решат, что право ребенка на качественный отдых все же важнее семейных дрязг, снять ограничения можно будет только через суд. А вот добрые отношения отцов и детей восстановлению после таких драм часто вообще не подлежат...
Так что, хотя некоторые эксперты и назвали отклоненный законопроект избыточным, не исключено, к вопросу все же придется вернуться.