Легендарная группа начала празднование 25-летия с Масленицы в Лондоне

Именно "Любэ" носят неофициальное звание "главной группы России". Ведь только у них есть столько песен, которые стали "новыми народными". За душевность, теплоту, честность, удаль и за то, что, кажется, они написаны о нас самих. Поэтому, часто даже не помня фамилии авторов, мы поем их сегодня, когда встречаемся в компаниях с друзьями или родными, а порой и в минуты одиночества, когда, кажется, никто не готов помочь, и только эти песни вновь согревают нам души. Таких главных песен о каждом и обо всех нас много у "Любэ": "Позови меня тихо по имени", "Батяня-Комбат", "Давай за...", "Прорвемся" (Опера)", "Ребята с нашего двора", "Березы"...

А еще эта группа дорога нам тем, что пока большинство звезд распевали дежурные куплеты о любви, "Любэ" начали петь именно о простых людях, о нас с вами: о моряках, о сельчанах, о соседях по двору. Да и 25-летие группы музыканты - большие трудяги! - отмечают на работе: очередными гастролями. Успев при этом заехать в Лондон, чтобы показать англичанам, как надо праздновать русскую Масленицу: с песнями и блинами! И записать новую песню - "За тебя, Родина-мать", которая прозвучит и на юбилейном концерте 15 марта в столичном СК "Олимпийский".

А уже в понедельник днем на официальной странице "Любэ" в социальной сети ВКонтакте появились просьбы от жителей Севастополя: "В связи с событиями, происходящими сейчас у нас, на Украине, и, в частности, в городе-герое Севастополе, можно ли было бы пригласить группу "Любэ" выступить у нас? Тысячи севастопольцев, россиян, будут счастливы видеть у себя в городе группу: выступление "Любэ" еще больше поднимет патриотический дух в нашем городе!"

В ногу с Россией

Вряд ли есть еще другая группа, чья история так искренне и талантливо пересеклась с историей нашей страны. "Любэ" появились на свет еще в СССР, в 1989 году.

"Мы начинали в перестроечное время. Естественно, тогда было больше драйва, возможно, даже и некоторая агрессия была, - вспоминает создатель группы, ее продюсер, художественный руководитель и композитор Игорь Матвиенко. - В ранних песнях звучал лозунг "Мы будем жить теперь по-новому!". В те годы в моде были бравые ребята из подмосковных Люберец, их униформой считались клетчатые брюки и майки-безрукавки, демонстрирующие накачанные мышцы. Они называли себя "люберами" и охотно выезжали в центр Москвы, чтобы вправлять мозги не очень любимым ими хиппи, "металлистам", ну и всяким "нетрадиционалам" тоже перепадало.

Сам Расторгуев в детстве тоже жил в Люберцах, да и Матвиенко, и Александр Шаганов (ставший основным поэтом группы) - тоже неподалеку, в Выхино. Но, по признанию Николая, когда группу стали связывать с "люберами", это его "здорово бесило". Хотя и сам Расторгуев мог похвастать приличными бицепсами: клал на спор немало соперников по армрестлингу!.. Да и первый альбом "Любэ" получился тоже "с мускулами": ироничный, ритмичный, с песнями, в которых было много юмора и самоиронии... Песни с него - "Не рубите, мужики!", "Атас", "Батька Махно", "Люба-Агрегат", стали популярны на дискотеках. Редкий случай, когда там звучала не попса, а песни, привлекавшие молодежь своей удалью, лихостью и хорошими стихами, которым хотелось подпевать...

Но "Любэ" росли вместе со страной, и второй альбом "Не валяй дурака, Америка" получился уже другим. "Он был более социальным. Как развивалась страна, так и мы шли с ней в ногу", - вспоминал о начале 90-х Расторгуев. А Игорь Матвиенко продолжает: "А когда эта новая жизнь пришла и мы и вправду стали жить по-новому, у "Любэ" достаточно четко стали звучать гражданские, патриотические мотивы. Истоком была песня "Не валяй дурака, Америка", а "перелом" начался с "Комбата"..."

Как пишутся "народные хиты"

Но главным "поворотным" стал, наверное, диск 1997 года "Песни о людях". Именно с него "Любэ" окончательно превратились в группу, которую мы приняли как родную, поскольку пела она о нас, простых и обычных людях. Искренне, честно, будто заглядывая в наши души. Хотя в то время на эстраде царили "фастфудовские" песни про любовь и гламур. Сочинять и петь их было проще и выгоднее - после очередного раскрученного хита можно было выгодно отправляться в денежный "чес" по клубам... "Любэ" поступили иначе (кажется, с середины 90-х они вообще никогда не выступали по клубам, хотя это и были более "легкие деньги"), в песне "Тянет к людям", спев очень точные строчки про себя: "Тянет к людям простым/ Чистым, теплым, святым/ Неприметным на вид/ Что живут без обид /..."

"Любэ" и жили так же. Автор этих стихов Александр Шаганов в дружеских беседах рассказывал мне о том, что в выходные любит уезжать из Москвы пожить два-три дня в каком-нибудь небольшом городе, вдалеке от столицы (особенно ему нравился Суздаль), а потом нередко возвращался с новыми стихами... А песня про моряков "Там, за туманами", по воспоминаниям Шаганова, складывалась так: "...Я приехал из круиза по северным морям, надышавшись морским воздухом... вернулся потрясенным. Игорь (Матвиенко. - Прим. А.А.) пришел ко мне в гости и наиграл мелодию. В ту же ночь я написал стихи... Чем талантливее музыка, тем проще писать на нее стихи".

Про еще одну "главную песню" "Любэ" - "Давай за..." (ныне одну из главных на застольях друзей, особенно прошедших военные будни) рассказывает уже Матвиенко: "Все варианты текста, которые предлагались поэтами, меня по тем или иным причинам не устраивали. Пришлось долго и мучительно "рожать" текст самому..."

В их песне "Позови меня тихо по имени" есть такой образ: "Тихая Родина". "Наверное, та Россия, что есть в песнях "Любэ", - это Россия не парадная. Это не власть, не армия, не Кремль, а семья, родители, дети. Родина в наших песнях - это что-то личное, - говорит Игорь. - И, наверное, за это их тоже любят и ценят..."

Случаются и вовсе необычные ситуации. "Однажды мы долго выступали в Новый год, и домой я поехал только под утро, - рассказывал мне как-то Николай Расторгуев в "курилке" Останкино. - Лечу по абсолютно пустому в столь ранний час Новому Арбату, но вдруг появляется гаишник и тормозит мой джип. Может быть, да, я превысил скорость, поскольку никого на дороге да и на трассе не было... Протягиваю права и спрашиваю: "Что нарушил?" А тот расплывается в улыбке: "Да ничего не нарушил! Просто я люблю песни "Любэ". И очень хочу выпить с тобой в честь Нового года! Для того и остановил..."

И, кстати, когда Расторгуеву нужна была операция - у него отказала почка и нужно было пересаживать на ее место другую, здоровую, то с десяток поклонников предлагали отдать музыканту свою. Но тот всякий раз отказывался, хотя и терпел боль. Ждал, когда появится возможность пересадить себе почку уже ушедшего из жизни человека... Еще одно подтверждение того, что уважение и бережное отношение друг к другу у поклонников и группы взаимное.

В 2010 году народный артист России Николай Расторгуев становился уже и депутатом Государственной Думы пятого созыва от Ставропольского края, он входил в состав Комитета Государственной Думы по культуре. А в феврале 2012 года Николай Расторгуев стал доверенным лицом Владимира Путина накануне выборов президента РФ. В этой жизни ему многое удается и хочется сделать еще много хорошего. И правильно.

Кстати

За что мы можем быть благодарны группе "Любэ"

Вернули на российскую эстраду честные и искренние песни о трудовых людях, обычных и не гламурных.

Стали записывать на своих альбомах и замечательные песни, ставшие классикой советской эстрады: "Спят курганы темные", "Течет Волга", "Песня о друге", познакомив с ними и нынешнее поколение меломанов.

Всегда выступают только "живьем", показывая пример "фанерным" исполнителям.

Все тексты песен группы читаются и как самостоятельные стихи, что, увы, редкость на нашей эстраде.

За песню "Не валяй дурака, Америка", которая, кажется, никогда не потеряет своей актуальности, к сожалению...

10 главных песен группы

 1. "Давай за...".

2. "Комбат".

3. "Позови меня тихо по имени".

4. "Там, за туманами".

5. "Ребята с нашего двора".

 

6. "Не валяй дурака, Америка".

7. "Главное, что есть ты у меня".

8. "Прорвемся (Опера)".

9. "Березы".

10. "Трамвай "пятерочка".

Читайте о всех событиях перекрестного Года Культуры России и Великобритании на англоязычном ресурсе "Российской газеты" the Kompass.