К этим проектам внимание привлечено не случайно. Уж слишком большие ожидания с ними связаны. Первая из названных программ сулит нашим странам мировое лидерство в фармакологии. Поскольку больше нигде не научились в промышленных масштабах извлекать важнейший фермент - лактоферрин, идентичный человеческому. Да еще такой высокой чистоты. В Беларуси и России отработаны сложнейшие генные технологии, выращены стада модифицированных животных, способных давать исходное сырье для извлечения лактоферрина, на его основе разработаны лекарственные средства, биологически активные добавки и другие ценные продукты. Но дальше дело застопорилось, утверждают проверяющие. В Беларуси не завершено сооружение биотехнологического комплекса с экспериментальной козеводческой фермой и экспериментального перерабатывающего модуля с опытным производством. В России допустили оформление прав интеллектуальной собственности на разработки в ущерб интересам государства, необоснованное перераспределение средств. Не ясно, когда будет подготовлена очередная союзная программа "БелРосФарм".
Немало проблем выявлено и при выполнении второй программы. Она призвана решать важнейшую задачу - избавить в первую очередь российский аграрный сектор от засилья импортной техники в производстве комбикормов и кормовых добавок. В конечном итоге это вопрос продовольственной безопасности, и впервые именно Союзное государство выделило средства на его решение. Только в России было создано 29 импортозамещающих технологий и 59 образцов оборудования, конкурентоспособных по соотношению цены и качества, утверждали на заседании коллегии разработчики. Однако и в этом случае, парируют проверяющие, дальше пока дело не пошло.
Впрочем, главная задача контрольных органов - не только выявить недостатки, но и предложить пути их устранения, отметил Александр Якобсон. Так и получилось. Представитель российского Министерства сельского хозяйства пообещал, что в ближайшее время будут организованы ресурсные испытания комбикормовых установок, разработанных россиянами. Будут изысканы финансы на их доработку. И уже в нынешнем и следующем годах можно ожидать начало промышленного производства. Причем аграрии смогут приобретать это оборудование на льготных условиях. Это касается и белорусских установок, которые, к слову, хотя и экспериментальные, но уже работают в штатном режиме на крупных агропредприятиях. Решены многие проблемы и в реализации программы "БелРосТрансген-2". Ряд отмеченных контролерами недостатков уже устраняется.
Вот как заместитель Государственного секретаря Союзного государства Анна Дейко прокомментировала корреспонденту "СОЮЗа" результаты дискуссии:
- Контрольные органы бдительно стоят на страже союзного бюджета, и тут у нас полное взаимопонимание. Мы должны четко понимать, куда и зачем тратим каждый рубль. Поэтому звучащие иногда рассуждения о том, что, мол, программу приняли, а дальше исполнители могут ее переформатировать без согласования, не находят в Постоянном комитете поддержки. Что касается выводов по реализации программ, то специалисты контрольных органов смотрят в первую очередь финансовую сторону вопроса и эффективность оценивают, исходя из затрат. Больше 90 процентов программ направлены на выполнение научных исследований, а союзный бюджет неправомочен финансировать внедрение их результатов. Это заказчики и исполнители должны брать на себя. И результаты рассмотренных проектов обязательно будут внедряться, поскольку содержат новые передовые технологии.
На заседании был утвержден план совместной контрольной деятельности.
В Минске также состоялось совместное заседание высших органов финансового контроля Беларуси, России и Казахстана. Было рассмотрено выполнение соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе трех стран порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.