- По сути, анимация - просто покадровая съемка. Любая. Вы передвигаете предметы или меняете рисунок, фотографируете картинки и "сшиваете" на компьютере в видео. Программ для этого сейчас множество, начиная с простейшего Windows Movie Maker’а и заканчивая профессиональным Dragon Stop Motion. Сейчас выпущены такие приложения даже для смартфонов, - рассказала Анна Шепилова - С технической точки зрения вопрос только в том, как построить кадры, "захватить" и потом смонтировать. Главное, чтобы камера не тряслась. Мои знакомые, по семейным обстоятельствам оказавшиеся за границей с детьми, развлекают их таким образом. Например, можно перекладывать и фотографировать камушки - очень здорово и наглядно. Для рисованной анимации, конечно, удобнее не камера, а офисный сканер. Он лучше схватывает линию, не дает лишних теней.
Выбирать технику стоит исходя из личных умений и особенностей характера. Прорисовывать кадры на бумаге смогут ребята, которым не скучно много раз обводить одно и то же. Преимущество этого способа - всегда можно что-то исправить, стерев или добавив штрихи. Подкамерная съемка - будь то фотографирование картинок из кофе или работа маслом (в духе мультфильмов Александра Петрова) - позволяет не воспроизводить фон каждый раз и сосредоточиться на движении главных героев или объектов. Наименьшей усидчивости требует сыпучая анимация, наибольшего мастерства - живописная.
Продумывая сюжет, начинающему аниматору стоит выбрать некий крупный предмет или персонаж, который легко будет повторить. Мелкие графические детали, тонкая нюансировка в живописи, многофигурные композиции из семечек и чаинок - все это удел крупных мастеров и больших студий. В домашних условиях главное - добиться динамики на картинках. Иначе велик риск изобразить в первом кадре нечто сногсшибательное и… "сдуться". Пусть герой появляется, трансформируется во что-то другое, исчезает. Бабочка летит, цветок распускается, солнце всходит и заходит, ветер колышет листву или вызывает рябь на море - примерно так выглядят девчачьи ролики. Мальчики, понятно, выбирают сюжеты типа взрывов и перестрелок. Один из юных участников воронежского мастер-класса изобразил парусник, в который по ходу плавания ударила молния. Корабль загорелся, развалился и затонул - натуральный блокбастер.
- Предварительно сделайте эскиз, особенно если в творческом процессе участвует не один человек. Чтобы видеть, что и как будет развиваться, - добавила Вера Мякишева. - Обычно режиссер намечает первый и последний кадр, затем три-четыре в середке - как опорные точки.
Надо иметь в виду, что при "сборке" видео на каждую секунду потребуется не 24 кадра, как в кино, а 12 или даже меньше. Иначе движение будет выглядеть грязноватым. К более детальную проработке прибегают профессионалы класса люкс, которые специализируются на экшн-сценах, вроде погонь в сериале "Том и Джерри".
Для рисованной анимации понадобится карандаш (фломастер, ручка, перо для туши), стопка кальки (ее дешевле купить в рулоне и нарезать) или, что детям даже удобнее, тонкой писчей бумаги, а также зажим для крепления листов. Профессионалы используют студийный штифт - небольшую металлическую линейку с несколькими увесистыми штифтами, на которые надеваются листы кальки. Но в таком случае необходим и пробойник, чтобы "дырявить" бумагу в строго определенных местах. В кустарных условиях это сложно организовать. Допустимы обычные скрепки, главное следить, чтобы стопка лежала ровно и неподвижные линии в кадрах совпадали.
- На первом листе, который будет лежать внизу как ориентир, вы обозначаете рамку того размера, который подходит для вашего сканера. На остальных рисуете, ставя внизу каждого кадра его номер, чтобы не сбиться. Те элементы, которые вы планируете двигать, от кадра к кадру смещаете всего на несколько миллиметров. А затем все сканируете, поджимая бумагу к уголку, - пояснила Анна Шепилова.
Для тренировки неплохо бы поделать скетчи или повырезать силуэты из цветной бумаги. Их, к слову, можно потом пустить в ход, сняв мультик в технике перекладки. Тем, у кого хорошо развито пространственное мышление, стоит поэкспериментировать - "покрутить" на черновике кубик, "разложить" на фазы полет птицы.
"Сыпучие" мультики сложны лишь одним - для съемки придется сделать самим или на заказ ящик с дном из матового стекла, под которым разместится источник холодного света (это важно, иначе рабочая поверхность быстро нагреется). Для простоты можно положить стекло на табуретки, но тогда придется все время следить, чтобы дети его не разбили. Сверху на штативе закрепляется веб-камера или фотоаппарат, который есть смысл подсоединить к компьютеру напрямую, чтобы щелкать затвором с помощью клавиши Enter и сразу видеть отснятый материал. Если часть рабочей поверхности в кадр не входит, лучше закрыть ее бумагой, чтобы не путаться.
Материал сгодится самый разный - от песка до фигурных макарон. Лучше, если он будет ярким (например, горох, фасоль или чечевица бывают вполне броских расцветок) и интересным по форме. Подойдет дикий рис. Очищенный будет выглядеть бледно-серым - им удобно обозначать капли дождя. А для иных художественных задач рис красят гуашью. Не кладите на стекло крупные, непрозрачные и объемные предметы - в кадре они покажутся просто темными пятнами. Выкладывать "еду" лучше поэтапно - хотя бы и по зернышку - и сдвигать ее детали не более чем на сантиметр. Картинка будет проявляться и меняться на глазах у зрителя.
Такой же световой короб нужен и аниматорам, которые решатся освоить технику "ожившей живописи". Рисовать можно кисточкой или рукой, стирать - салфеткой с растворителем.
Краски обычно берутся масляные - они не так скоро застывают. Подойдут самые дешевые, отечественные. Главное, чтобы при нанесении их на стекло вся картина пропускала свет. Обмакивая кисть в растворитель, можно добиваться разной густоты оттенков. Близкий по стоимости вариант - акрил с замедлителем. На худой конец сойдет и гуашь, и акварель с мылом или глицерином. Но творить придется все равно очень быстро. Движущиеся объекты придется в каждом кадре перерисовывать, закрашивая "позади" фон.
Вера Мякишева, режиссер, художник:
- Аниматор - это, конечно, не та профессия, куда идут ради достатка. Это призвание, служение, постоянная учеба. Здесь есть определенная мода на те или иные приемы. Когда смотришь мультфильмы, всегда понятно, в какое примерно время они были сделаны. Но, как в любой моде, каждый выбирает то, что ему идет. Ситуация в отрасли не радужная, но и катастрофы нет. Каждый устраивается, как может. Глупо пытаться заработать на прокате своих мультфильмов - все равно выгоду получит не автор. Так что мы с Аней выкладываем свои работы в Интернет. Ну, иногда чуть придерживаем, так как фестивалям важно получить право на премьерный показ.