Вы работали с Земфирой над ее альбомом "Жить в твоей голове". А после того как сотрудничество завершилось, как раз и записали "Метаморфозы". Диск потому и получился таким грустным?
Муджус: Я с симпатией отношусь к Земфире и был счастлив, что представился случай поработать вместе. Диск "Жить в твоей голове" получился лаконичным и сдержанным, очень цельным - мне нравятся и песни, и то, как выстроен звук. Но наша совместная работа была скорее эпизодом, чем системой. А отчего "Метаморфозы" получились именно такими по настроению? Этот диск посвящен ушедшим близким и отсылает к самым печальным событиям в моей жизни. Но тем не менее, на мой взгляд, в нем достаточно и светлых пятен.
За предыдущий альбом Downshifting с гитарными честными песнями вас стали называть "новым Виктором Цоем", а за "Метаморфозы" - композитором, написавшим саундтрек к еще не вышедшему фильму… Вам-то самому какая из этих оценок больше понравилась?
Муджус: "Метаморфозы" - сборник моих инструментальных работ, и в нем действительно есть переработанные фрагменты саундтрека к фильму, который пока еще не вышел в прокат. Хотя эти пьесы служат и музыкальным ландшафтом для выставки моих графических работ. Так что саундтрек в данном случае - не оценка и не метафора, а объективная характеристика…
А что касается Виктора Цоя, то у меня, как и у многих людей моего поколения, песни "Кино" периодически играли в плеере. Хотя при всей лестности сравнения мне оно не кажется идеально описывающим то, что я пытаюсь сделать, даже в рамках Downshifting.
Ваши песни "Милый друг", "Выздоравливай скорей", другие имеют и терапевтическое значение - слушая их, становится легче на душе и добавляется веры в себя, внутренней свободы… Именно за это, как мне кажется, особенно любили группу "Кино". Похоже, что и своей вокальной манерой вы обязаны именно Виктору Цою?
Муджус: Мне кажется, что сопереживание, создание иллюзорного неодиночества - это вообще одна из базовых исторических функций песни. В этом и есть акт поддержки, который мне кажется приоритетным. В моем понимании песня, будучи привязанной к определенной культурной традиции, действительно часто несет именно успокоительную и терапевтическую задачу.
А по поводу печали и радости, думаю, что функции современной музыки не должны сводиться к бесконечному празднику и торжеству бытия, вписанному в традицию потребления. Они все-таки шире. Хотя и трагедии в развлекательности я не вижу. Просто мне, в отличие от таких исполнителей, нравятся многофункциональные или хотя бы разные задачи.
Уверен, что вы живете не очень правильной жизнью, учитывая значимость ваших песен и степень таланта: не появляетесь на телевидении, не стремитесь к пиару, не часто даете концерты, почти не ездите в туры… Вы одиночка по жизни? И не кажется ли вам это негуманным по отношению к поклонникам, многим из которых нужны ваши песни и концерты?
Муджус: Это хороший вопрос. Сама работа для меня действительно важнее, чем ее презентация и забота о реакции на нее. И мне кажется, что при кажущейся противоречивости такой позиции на самом деле в долгосрочной перспективе это как раз отвечает интересам публики и показывает мое истинное уважение к ней.
Есть определенный стереотип: художник должен непрестанно оправдывать ожидания публики и следовать сложившемуся запросу, независимо от личных амбиций и предпочтений. Но это не всегда совпадает. Если желания двух сторон хотя бы отчасти соответствуют друг другу - это успех, если нет - плен.
Среди ваших проектов был и "Иосиф Бродский. Звук речи". Именно Бродский ваш любимый поэт? И планируете ли продолжить осуществлять эту мудрую идею - представлять широкой публике прекрасные стихи, которые ей, может, прежде не были известны?
Муджус: Принять участие в этом замечательном проекте меня пригласил Борис Барабанов. В нем задействованы самые разные музыканты. Так что выбирал поэта не я, хотя будь моя воля, то, скорее всего, предпочел бы именно Бродского. А "Новые стансы к Августе" - мои любимые стихи.