Это топливо сейчас составляет примерно 40 процентов себестоимости перевозки пассажира и цены авиабилета. Авиакомпании с ужасом ждут его подорожания из-за ситуации на валютном рынке. Пока, правда, официальных заявлений о моратории от авиавластей не поступало.
Мораторий на три-четыре месяца не покроет весь высокий сезон, когда начнутся летние отпуска, предупреждает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. И после сдерживания цены в сентябре билеты станут очень дорогими. Зависимости от доллара при формировании цены на керосин можно избежать, только переведя ее на рублевую основу, говорит Пантелеев: "А сегодня, как известно, от мировой цены на нефть у нас "пляшут" все цены на топливо".
Впрочем, не все эксперты разделяют опасения авиакомпаний. "На рынке авиатоплива наблюдается профицит. Заканчивается сезон производства зимнего дизеля и нефтеперерабатывающие заводы возвращают все объемы керосина", - дает свой расклад Владимир Спиридонов, гендиректор компании, которая занимается обеспечением топлива в аэропортах. По его словам, сейчас, наоборот, на бирже наметилась тенденция снижения цены на авиакеросин, поэтому говорить о подорожании в ближайшей перспективе не приходится. Соответственно, уверен Спиридонов, "не предполагается роста стоимости билетов из-за керосина". Кто из наших экспертов прав, покажет время.
А пока ценами на авиабилеты заинтересовались законодатели. В ответе на депутатский запрос из Комитета Госдумы по транспорту Федеральная антимонопольная служба констатировала, что затраты авиакомпаний на топливо и обеспечение им являются основной статьей расходов. Но в последние годы цены на авиакеросин были снижены до рыночного уровня. Закупка новых судов тоже помогли снизить расходы на топливо, однако это было "компенсировано" ростом затрат на аренду и лизинг самолетов, аэропортовое обслуживание. И при росте курса доллара лизинговые платежи будут кусаться еще больше, отмечают эксперты. Стоимость же аэронавигационного обслуживания сейчас в билете ценой в десять тысяч рублей составляет 200 рублей. Его предлагают поднять на 26 процентов (еще на 56 рублей он вырастет в этом году в цене 10-тысячного билета), отметил глава Госкорпорации по организации воздушного движения Игорь Моисеенко на общественном совете Росавиации.
Нельзя снимать со счетов и спрос. На конкурентных маршрутах меньше размах ценовых колебаний. А изменение конъюнктуры спроса может повлечь за собой перемену и в тарифных предложениях. В сторону роста цены при растущем спросе и в сторону снижения цены, если спрос падает, считают в Федеральной антимонопольной службе. Здесь регулярно проводят мониторинги тарифов российских и зарубежных авиакомпаний на перевозку пассажиров. По ряду маршрутов внутри России цены бывают выше, чем за рубежом.
В первую очередь это объясняется тем, что внутренние авиаперевозки облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). Минфин пока не решился на его обнуление для внутренних рейсов. Но в "высокий" сезон стоимость авиабилетов в два-три раза выше. Авиакомпании объясняют это тем, что сами системы бронирования билетов при высоком спросе поднимают цену. ФАС считает, что эти системы стоит подкорректировать, чтобы при падении спроса цена билета опускалась, а не держалась на верхней планке. Пока запроса к авиавластям России из ФАС по этому поводу не поступало, отметил, отвечая на вопрос "РГ", руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.