06.03.2014 23:06
    Поделиться

    В Московском музее современного искусства открылась выставка "Игра в цирк"

    "Игра в цирк", Московский музей современного искусства, до 6 апреля

    "Игра в цирк" - проект ММСИ, собравший вместе живопись, графику, фотографии, цирковые костюмы из почти сорока собраний, среди которых Третьяковка, ГМИИ, Музей циркового искусства в Санкт-Петербурге и Фонд наследия художника А.Тихомирова.

    На всем пространстве выставки организаторы увлеченно жонглируют, показывают фокусы и чудеса эквилибра. Здесь нет залов, посвященных определенным художникам или цирковым жанрам, но есть общая атмосфера свободы, балагана, театра-буфф. Вот на одной ноге стоит на крыше дома "Гимнастка" Татьяны Назаренко, возвышаясь над залом "Метафора", а рядом с ней грустный клоун Леонида Тишкова, перед которым в манежике шумит спроецированный снизу суетливый город. Леонид Енгибаров в черно-белой фотосессии Виктора Ахломова играет в корриду с "Волгой" Газ-21, сверля взглядом отрисованного фломастерами "Клоуна" Тышлера на противоположной стенке.

    Перед нами цирк разудалый и трагический (на красно-черном фоне полотна Моисея Фейгина фигура гимнаста напоминает распятие), документальный (вот великолепный карандашный портрет "артиста цирка фронтовика Старкова) и взбалмошный, клоунский и вселенский (в тонкой художественной сварке "Аттракцион" Андрея Волкова шапито предстает отдельной цивилизацией, полной разнообразной жизни, проживаемой велоакробатами, канатоходцами и зрителями).


    А вот цирк как взгляд на мир: на графических листах Шагала из книги Луи Арагона нет ни одного циркача, но взгляд художника на мир - это абсолютно цирковое переворачивание всего с ног на голову, полеты под куполом неба вопреки земному тяготению, манежная игра красками. Художники заимствуют у цирка буффонаду, эпатаж на грани трюка и осмысляют с помощью всего этого окружающее, получая возможность говорить несерьезным языком на серьезные темы.

    Почти в каждом зале устроители организовали для зрителей небольшие интерактивы, предлагая им испытать себя в цирковом или художественном реквизите. Так, в зале "Парад-алле" на фоне "Жонглера" Натальи Нестеровой и церетелиевского "Клоуна" желающие подыгрывают фонограмме оркестра на огромном барабане, приоткрыв одну из дверей "Мечты" (здесь белые стены и белые двери, за которыми наблюдаешь Любовь Орлову в фильме "Цирк" или сравниваешь настоящий парик Эммы Труцци - с этим же париком на графическом листе 20-х с изображением наездницы), можно просунуть голову в иллюзионистский аппарат Эмиля Кио и оказаться в роли ассистентки фокусника, которой сейчас "отпилят голову". В зале "Шапито" все встают в очередь к фотостенду, чтобы стать одним из трех богатырей, просунув лицо в отверстие для головы и заняв место между изображениями митьков Шагина и Шинкарева, и так сфотографироваться.

    Но главный интерактив ждет посетителей в зале "Инверсия": перешагивая его порог, ты оказываешься в ... клетке, и только ее прутья защищают тебя от зубов оскаливших пасти хищников с огромных фотографий Кати Школьник. И вам (вот так цирк!) сразу хочется одеть кольчугу дрессировщика.

    Поделиться