08.03.2014 09:00
    Поделиться

    Определены основные приоритеты развития космической отрасли

    Вице-премьер Дмитрий Рогозин провел коллегию Роскосмоса, на которой были рассмотрены самые насущные вопросы, вставшие  перед космической отраслью в ходе ее масштабного реформирования. Речь шла об оптимальном  выборе перспективных ракет-носителей, а также унификации космических аппаратов, о более активной коммерциализации космоса, о частно-государственном партнерстве, об импортозамещении, особенно в области электронной базы, о создании задела вплоть до середины этого века, а также о многом другом.

    Открывая коллегию, Дмитрий Рогозин напомнил, что в текущем году отмечается 80-летие со дня рождения Юрия Гагарина. И это дает повод еще более ответственно оценить пройденный путь, сегодняшнее состояние дел и перспективу развития. По словам вице-премьера, после официальной регистрации Объединенной ракетно-космической корпорации начинается огромная, очень важная работа по консолидации космической промышленности и масштабному реформированию отрасли.

    Сегодня одной из задач, которые стоят перед Федеральным космическим агентством и ракетно-космической промышленностью, отметил Рогозин, является определение стратегий развития космической деятельности. Сегодня все космические державы находятся в поиске путей развития. И никто из них не может дать четкий ответ, что выбрать в качестве приоритета. Для России тоже очень важно в этом поиске ценностей космической деятельности определить те приоритеты, которые в первую очередь отвечают интересам нашей страны, и двигаться исключительно четко по ним, разбивая это продвижение по этапам.

    Вице-премьер также подчеркнул, что мы должны научиться извлекать прибыль из тех огромных вложений, которые были сделаны раньше, которые мы делаем сейчас и которые будем делать в дальнейшем.

    Надо найти ответы и на следующие ключевые вопросы.

    Первый, по мнению Рогозина: как получить в околоземном пространстве отдачу от немалых средств, вложенных в современную космонавтику? Второй: какой должна быть система средств выведения, чтобы обеспечить потребности как сегодняшнего дня, так и нашего будущего вплоть до 2040-го года этого столетия. Каким должно быть международное сотрудничество в космической сфере, чем мы можем поделиться с нашими партнерами, что  не стыдно заимствовать у них? Это тоже требует ответа.

    Важное значение для развития космической деятельности имеет заблаговременное создание научно-технического и технологического заделов. К сожалению, отметил Дмитрий Рогозин, нам здесь похвастаться особенно нечем. Практически исчерпан запас, который был создан на рубеже 1980-1990-х годов. Надо сконцентрироваться на новых решениях. Надо найти их, надо активно стимулировать науку -  практическую и отраслевую, прибегать к помощи фундаментальной науки.

    Совместно с Министерством обороны необходимо  обосновать, какие полезные нагрузки потребуется выводить на орбиты в перспективе.  Без этого нельзя определиться с семейством ракет-носителей.

    Дмитрий Рогозин особо остановился на том, что у нас до сих пор "просто необъяснимая чехарда в выборе ракет-носителей". Каждое предприятие продвигает что-то свое, заботясь, прежде всего, о собственной выгоде и забывая про государственный интерес. Этому надо положить конец. Какие конкретно аппараты военного и гражданского назначения будут работать на земной орбите, какая у них будет масса, какие размеры? Это тоже вопросы, требующие тщательного анализа и скорого ответа.

    Вице-премьер обратил внимание и на то, что необходимо выработать более четкие позиции относительно сбалансированного развития не только средств выведения, но и  средств наземного автоматизированного комплекса управления, наземных технологических объектов подготовки и запуска космических аппаратов.

    Говоря о перспективах космической деятельности, Дмитрий Рогозин сделал акцент на том, что нельзя обойти стороной проблемы ее ресурсного обеспечения.

    Сегодня с финансированием космических программ ситуация непростая. Как в целом вообще непростая ситуация с реализацией бюджета. Мировой экономический кризис не отступает. Отдельные отрасли промышленности крупнейших держав по-прежнему находятся в состоянии стагнации. И в этом плане вопросы бережного отношения к тем деньгам, народным средствам, выделяемым на космические программы, актуальны как никогда. 

    Один из путей поиска дополнительных источников финансирования - это более активная коммерциализация космической деятельности.  Действительно стыдно, сказал Рогозин, что на рынке космических услуг доля России - всего три процента. Это совершенно не соответствует  ни нашим возможностям, ни нашим амбициям.  Здесь есть большие резервы, которые надо находить и реализовывать.

    Остановился Дмитрий Рогозин и на развитии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. По его мнению, у космической навигации огромное будущее, в том числе, рыночное. ГЛОНАСС позволит эффективно решать колоссальное количество  экономических задач, связав самую большую в мире страну в единые  навигационные системы. Вообще наличие  навигационной системы у государства это есть признак  сверхдержавы, признак великой страны - подчеркнул вице-премьер.

    Большие надежды Рогозин возложил на реализацию программы  государственно-частного партнерства в космических отраслях промышленности. Он сказал: "Я думаю, что  мы стоим на пороге появления альтернативных государственно-частных структур, которые будут развивать свои ресурсы на рынке космических услуг".  При этом Роскосмос должен играть серьезную роль  в координации работы государства с частными инициативами, которые касаются расширения присутствия России на рынке космических услуг. 

    Здесь можно вспомнить российский проект "Воздушный старт". Он начал реализовываться еще в 1990-х годах на деньги одной из частных авиакомпаний и сулил большие перспективы. Суть в том, что ракета-носитель стартует не с земли, а "выбрасывается" с борта специально адаптированного самолета "Руслан" в районе экватора и стартует с воздуха. Идея очень интересная и привлекательная. Роскосмос, кстати, ее всегда поддерживал, но... Руководство ВВС в те же девяностые годы сделало все, чтобы проект не состоялся. Остается надеяться, что сейчас положение изменится к лучшему.

    После вступительного слова вице-премьера коллегия Роскосмоса продолжила свою работу в закрытом режиме.

    Поделиться