Космический полет старшего лейтенанта Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули мир, все представления о возможности невозможного. Далекий и неведомый космос заговорил. Заговорил по-русски!
Все, что связано с первыми космическими полетами, и Юрия Гагарина прежде всего, долгие годы оставалось тайной. Документы открывали постепенно, малыми дозами. К 50-летию полета Гагарина были рассекречены свыше 200 материалов и дел. В основном, это организационные бумаги, чертежи, рисунки, расшифровки переговоров космонавта.
Однако, как утверждают эксперты, еще много материалов разбросаны по архивам различных ведомств. Они пока не открыты. А потому остаются мифы и откровенные небылицы, связанные с полетом и дальнейшей судьбой первого космонавта.
Миф 1: Юрий Гагарин не был первым космонавтом
Одно время в западной прессе с завидной периодичностью появлялись сообщения о гибели советских космонавтов во время первых запусков ракет. Всплывают подобные "утки" сегодня. Причем называются конкретные фамилии людей, которые якобы преодолели земное притяжение раньше Гагарина.
В частности, часто упоминается имя члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко, который, дескать, погиб при запуске. Да, он погиб, но - на Земле, во время эксперимента в сурдобарокамере. Это произошло 23 марта 1961 года. …У Бондаренко заканчивались десятые сутки изоляции. По условиям эксперимента, давление в камере было пониженным, а содержание кислорода, напротив, повышенным. Сняв с себя датчики после медицинских проб, Валентин протер места их крепления ватой, смоченной спиртом. Не глядя, бросил ее в сторону. Вата попала на электрическую плитку. Вспыхнул пожар. Когда Бондаренко вытащили из камеры, он еще был в сознании и все время повторял: "Я сам виноват".
Называлось и имя Петра Долгова, инструктора-испытателя парашютной техники. Он в отряде космонавтов даже не был. Но погиб Долгов, действительно, в небе: 1 ноября 1962 года, когда совершал испытательный прыжок из стратосферы.
Вот что рассказал корреспонденту "РГ" парашютист-испытатель Евгений Андреев, который в тот трагический день прыгал вместе с Петром Долговым:
- В 7 часов 44 минуты стратостат "Волга" высотой более ста метров оторвался от земли. Я должен был покинуть корабль и падать, не раскрывая парашюта, до 800 метров. Петру предстояло снижаться по традиционной схеме - 38 минут. И вот 25 тысяч 458 метров. Так называемая зона равновесия, когда скорость уже не растет. Я отстрелил крышку своего люка, через который мне предстояло катапультироваться. На прощание помахал Долгову... Однако случилась нелепость, которую невозможно было предусмотреть в самых тщательных тренировках. Покидая люк, Петр ударился остеклением скафандра об острый болтик крепления трубопровода на корабле. Разгерметизация. Смерть практически была мгновенной.
Активно муссировался слух о том, что первым космонавтом был летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Якобы в начале апреля 1961 года он трижды облетел Землю на космическом корабле "Россия", но получил тяжелые ранения при посадке. Корабль упал в Китае, космонавта подобрали китайцы и отправили его на лечение в один из монастырей…
Это, пожалуй, одна из наиболее оригинальных версий. Почему? Владимир Ильюшин - сын известного авиаконструктора Сергея Ильюшина. В отряде космонавтов не состоял. Правда в том, что в июле 1959 года на боевом самолете Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров. За что и был удостоен звания Герой Советского Союза. А в 1961 году он установил абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полета - 21170 метров. Впрочем, в Китае он, действительно, побывал: восстанавливался там после серьезной автокатастрофы.
Сообщения западной прессы, что Ильюшин был первым космонавтом, имели сильный резонанс. И летчик-испытатель был вынужден даже выступать с опровержением, назвав подобные утверждения "чепухой и бредом". Надо сказать, Владимир Ильюшин сделал блестящую карьеру в авиационном КБ Павла Сухого, а умер всего четыре года назад.
Кстати, разные небылицы рождались еще и потому, что до недавнего времени мало кто знал о манекенах, летавших на орбиту. Их звали "Иван Иванычами". Это была не просто кукла: медики старались ее напичкать всевозможными датчиками. Сходство с человеком было настолько реальным, что инженеры, работая в цехе, надевали на манекены халаты: прикрыть "наготу". Чтобы замкнуть весь цикл радиосвязи с Землей, в рот "Иван Иванычу" поместили динамик. Долго думали, какой звук он должен издавать. Музыку? Нужна артикуляция, человеческий голос. Речь записать? Тоже нельзя. Если пойдет голос с орбиты, тут же на западе заявят, что в Советском Союзе вывели человека в космос. Поэтому остановились на записи хора Пятницкого.
Корреспонденту "РГ" рассказали такой смешной эпизод: когда на одном манекене повредили голову, с полигона на завод-изготовитель ушла телефонограмма: "У "Иван Иваныча" повреждена голова. срочно пришлите запасную". С завода ответили: "Запасных голов нет. Обходитесь своими".
Миф 2: полет Гагарина мог не состояться из-за технической неполадки на Земле
Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей "Восток", был последним, кто закрыл за Юрием Гагариным люк. Эти документальные кадры, снятые на Байконуре за 2 часа до старта, обошли весь мир. А что осталось за кадром?
Вот что он рассказал корреспонденту "РГ":
- До люка Гагарина провожали я и ведущий конструктор скафандров Федор Анатольевич Востоков. Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи. Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошел в сторону. Мгновение - и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королева: "Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?". "Нет, Сергей Палыч, все нормально, - отвечаю. "Вот в том-то и дело, что ненормально! Нет КП-3!"
Я похолодел. КП-3 - это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. "Крышка, Сергей Палыч, установлена правильно". "Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и снова установить крышку?" - в голосе Главного конструктора металл. Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Они, спокойно, - на меня. Без слов поняли друг друга: "Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк".
Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: "Родина слышит, Родина знает".
Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3. Все было на месте. Прощаться с Юрой еще раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд. Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая. Есть тридцать вторая! Стрелка вакуумметра неподвижна: "Есть герметичность!".
Но самое главное, как потом признались пультовики, просто у них внизу, на Земле, одна лампочка стала неправильно мигать. Поэтому и делать-то ничего не надо было.
Миф 3: В космосе Юрий Гагарин был на волосок от гибели
Почему Юрий Гагарин полетел в космос именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жестким. И Главный конструктор Сергей Королев спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам...
"Спешить" - не значит быть первыми "любой ценой". Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей "Восток" до Гагарина лишь три были успешные.
Как вспоминают очевидцы, одним из самых опасных этапов считался 20-секундный подъем ракеты от стартового стола. Почему? Для использования парашюта, если что, высота мала. А системы аварийного спасения тогда еще не было. Решение нашли неожиданное: рядом с ракетой на старте натянули сетку из нержавеющей стали. В случае аварии космонавт должен был катапультироваться и упасть на нее. Все это опробовали на семи пусках с собаками и манекенами. Рассказывают, что если на приборе стоял знак "Годен для 3КА", то это была гарантия по самым высоким критериям надежности.
Однако без нештатных ситуаций в полете не обошлось. В том числе и довольно серьезных. Так, по воспоминаниям главного специалиста РКК "Энергия" Виктора Благова, ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось. Вся надежда оставалась на тормозной двигатель. Запуститься он запустился, но выключился на 4 секунды раньше: отказал один из клапанов. Это привело к недолету и посадке Гагарина в нерасчетный район, где его не ждали.
Из Доклада Ю.А. Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета:
"13 апреля 1961 г. СОВ. СЕКРЕТНО экз. № 1
...Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. после выключения ТДУ. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается. Разделения не проис¬ходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. "Кардибалет" продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу, что ТДУ сработало нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. "Шум" не стал поднимать. По телефону доложил, что разделения не произошло.
Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал "ВН" - все нормаль¬но. Через "взор" заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки".
Как рассказывает Благов, хуже всего, что началась посадка над Волгой. Гагарин шел на воду. И не известно, чем бы все закончилось, если бы 30-килограммовый НАЗ (носимый аварийный запас) не отделился от спускаемого аппарата, и скорость приземления не снизилась. Выбраться из Волги в скафандре было бы большой проблемой…
Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться". Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже после трагической гибели мужа в 1968 году.
Миф 4: Гагарин мог сойти на орбите с ума
Сейчас это трудно понять, но тогда все, кто готовил первый полет в космос, были озабочены одной проблемой: что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство во¬просов не знали даже ведущие специалисты.
Многие всерьез думали: психика первого космонавта может не справиться с одиночеством в безбрежной черноте космоса. Поэтому управление полётом было автоматическим. В случае чрезвычайной ситуации космонавт мог перевести систему в ручной режим, но для этого требовалось ввести числовой код, запечатанный в конверте. Цифра "125" была под строжайшим секретным грифом.
Впрочем, как выяснилось, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все "посвященные". Почему? Да потому что верили ему, как себе.
Миф 5: Советское правительство за полет одарило Юрия Гагарина немыслимыми богатствами.
Приведем два документа, которые четко все расставляют по своим местам. Прежде всего, это распоряжение Совета Министров СССР о подарках Ю.А. Гагарину, которое было подписано 18 апреля 1961 г.за №1037рс и шло также под грифом "Секретно":
"1. Признать необходимым подарить от имени Правительства СССР первому летчику-космонавту СССР майору Гагарину Ю.А. и членам его семьи автомашину "Волга", жилой дом, мебель и экипировку согласно приложению.
Отнести связанные с этим расходы за счет резервного фонда Совета Министров СССР.
2. Обязать Министерство обороны СССР (т.Малиновского) выделить майору Гага¬рину Ю.А. четырехкомнатную квартиру по месту службы.
Председатель Совета Министров Союза ССР Н. Хрущев"
Из Приложения к распоряжению Совета Министров СССР от 18 апреля 1961 г. № 1037рс:
Экипировка для Юрия Алексеевич Гагарина
1. Пальто демисезонное
2. Пальто легкое летнее
3. Плащ
4. Костюм - 2 (светлый и темный)
5. Обувь - 2 пары (черные и светлые)
6. Рубашки белые - 6 штук
7. Шляпа - 2
8. Носки - 6 пар
9. Белье нижнее шелковое - 6 пар
10. Трусы, майки - 6 пар
11. Платки носовые - 12 штук
12. Галстуки - 6 шт.
13. Перчатки - 1 пара
14. Электробритва - 1
15. Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное)
16. Чемоданы - 2
Экипировка для жены
1. Пальто демисезонное
2. Пальто летнее
3. Плащ
4. Платья - 3
5. Черный костюм
6. Шляпы - 2
7. Гарнитуры - 6
8. Чулки - 6 пар
9. Туфли - 3 пары
10. Сумки дамские - 2
11. Перчатки - 2 пары
12. Косынки - 2 (шерстяная и шелковая)
13. Блузки - 2 шт.
14. Кофта шерстяная - 1 шт.
Экипировка для детей
1. Кровать детская
2. Детская коляска
3. Платья шерстяные - 4
4. Пальто - 2 (зимнее и летнее)
5. Шапочки - 2 (зимняя и летняя)
6. Обувь - 4 пары
7. Белье - 6 пар
8. Куклы, игрушки
9. Детское приданное
Миф 6: Юрия Гагарина учила этикету английская королева
Во время визита в Англию Юрия Гагарина пригласила на завтрак в Букингемский дворец королева Елизавета Вторая. Прежде всего, королева позволила себе нарушить придворный этикет и сфотографироваться с первым космонавтом. Свой поступок Елизавета объяснила тем, что Гагарин - не земной человек, а небесный, значит, приличия соблюдены.
Во время официального приема случился курьез. Юрий Гагарин, сидя за столом перед вереницей столовых приборов, не знал, с какой вилки или ложки следует начать обед и решил просто повторять всё за королевой. Но та не двигалась и, очевидно, ждала, когда начнёт он. Тогда Гагарин откровенно обратился к ней: "Ваше Величество, я простой летчик, которых у вас тоже много, и меня не учили, как всем этим пользоваться".
На что Елизавета Вторая ответила: "Мистер Гагарин, я воспитывалась в Букингемском дворце, но я тоже не знаю, с чего начать, давайте будем есть, как каждому из нас удобно".
Миф 7: Юрий Гагарин погиб во время полета вокруг Луны
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб. Официальная версия трагедии была опубликована уже на следующий день: авария произошла во время тренировочного полёта на истребителе УТИ-МиГ-15 в паре с полковником Владимиром Серёгиным. Результатом расследования правительственной комиссии стали 29 томов дела. Однако совершенно неожиданно из Кремля поступила команда: "дело" о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина закрыть.
Комиссию распустили, так и не дав ей сделать окончательных выводов. Это сразу же породило огромное количество слухов и домыслов. Якобы что Гагарин, повидавший мир, разочаровался в СССР и открыто выступал против советского руководства, поэтому КГБ подстроил аварию, что пилоты были пьяны и не справились с управлением, что Гагарину сделали пластическую операцию и поместили в "психушку", что летчики не разбились на самолете 27 марта, а погибли на 18 дней раньше во время полёта вокруг Луны…
Кстати, последняя версия живет и сегодня. В марте 1968 года на окололунную орбиту вышел "Зонд-4", который вскоре столкнулся с поверхностью Луны. И хотя, как говорят эксперты, есть все доказательства, что он был беспилотным, находится немало тех, кто видит здесь зацепку. Тем более, что, как написал в своем дневнике тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин, на месте гибели "ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами - Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10-12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина . В грудном кармане куртки мы нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина . Сомнений больше не было: Гагарин погиб … В 21:15 (28 марта) состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина".
Правда в том, что однозначно причины катастрофы истребителя УТИ-МиГ-15 так и не названы. Мнения уважаемых экспертов по прежнему расходятся. Многие считают, что правительственная комиссия, которая исследовала не один десяток версий, ни по одной так и не представила достаточных доказательств. Она ограничилась заключением: наиболее вероятная причина катастрофы - трагическое завершение маневра уклонения от столкновения с гидрометеозондом.
Вместе с тем во время расследования были выявлены такие нарушения в организации полетов и правил летной службы, что в совокупности они могли сами по себе привести к катастрофе.